Психологопедагогическая характеристика многодетной семьи

Содержание

Социально-психологические особенности многодетной семьи

Социальная адаптация в системе технологий социальной работы с многодетной семьей. Социальное обслуживание и защита населения по адаптации многодетных семей к условиям жизнедеятельности на примере Территориального центра помощи семье и детям г. Вологды.

Характеристика многодетной семьи, тенденции ее развития. Содержание и формы социально-правового обеспечения многодетной семьи. Практическая работа по изучению опыта работы по социально-правовому обеспечению многодетных семей в Республике Башкортостан.

Психологопедагогическая характеристика многодетной семьи

Благополучные многодетные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своих детей и успешно решают задачи их воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы социального педагога. [11]

Асоциальные семьи — те, с которыми взаимодействие социального педагога протекает наиболее трудоёмко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Биджиева Дианна Джашарбековна

В качестве основной гипотезы выступило предположение о том, что многодетная семья, являясь малой социально-психологической группой, имеет специфические психологические особенности. При этом развитие взаимопонимания в многодетной семье является наиболее важным из условий функционирования данной малой группы и фактором личностного развития детей.

Конструктивному и эффективному взаимодействию в многодетной семье способствует развитие взаимопонимания, реализуемое при следующих психолого-педагогических условиях: разработка модели процесса развития, основанной на принципе взаимосвязанности когнитивной, коммуникативной, поведенческой и эмоциональной сфер; специально организованная психолого-педагогическая формирующая программа, реализуемая на уровне работы как с родителями, так и с детьми; соблюдение принципов систематичности, постепенности и активности при развитии когнитивно-коммуникативного, поведенческого и эмоционального компонентов взаимопонимания; осознание субъектами взаимодействия, в первую очередь, родителями, личной ответственности за эффективное взаимопонимание; ориентация на семейные ценности.

Типология многодетных семей, психолого-педагогическая характеристика детей

Дети из неблагополучной и асоциальной многодетной семьи, как правило, социально не приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, в их поведении часто наблюдается негативизм, упрямство. У таких детей плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, неуверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением. Они демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости.

Благополучные многодетные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своих детей и успешно решают задачи их воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы социального педагога. [11]

Характеристика семьи

Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).

Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка. Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).

Характеристика многодетной семьи

Родители, и особенно папа, осуществляют постоянный контроль за поведением и успеваемостью детей. В семье воспитывается ответственное и добросовестное отношение к учёбе. Строго соблюдается режим, способствующий успешному обучению детей.

Условия проживания семьи удовлетворительные, дети обеспечены всем необходимым для обучения и отдыха, в школу приходят чистые, ухоженные и опрятные. Каждый ребёнок имеет хоть и небольшое, но своё рабочее место и личное пространство.

Психолого-педагогическая характеристика современной семьи

Виды, формы и категории современной семьи весьма разнообразны. Многообразные категории семей по-разному функционируют различных сферах семейных отношений. Современные семьи отличаются друг от друга рядом следующих признаков: по составу (простая или нуклеарная, неполная семья, сложная, материнская семья или семья повторного брака и т.д.); по количеству детей (однодетная, многодетная, бездетная и т.д.); по структуре (с одной, двумя или более брачной парой с детьми или без детей, и т.д.); по типу главенства (авторитарные или эгалитарные семьи); по семейному быту; по семейному стажу; по географическому признаку (отдаленная, сельская или городская); по характеру проведения досуга; по состоянию психологического здоровья.

Читать еще -->  Обязательные документы в кадровом делопроизводстве

Родители для ребенка — самые родные люди, лучшие друзья и защитники. С родителями ребенок чувствует себя в безопасности. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в нелегкие минуты отчаяния и волнений.

Психолого-педагогические условия развития взаимопонимания родителей и детей в многодетной семье Биджиева Дианна Джашарбековна

Специфические особенности, характерные для многодетной семьи, определяются многообразием и множественностью каналов взаимопонимания в названной системе, что не характерно для малодетнои семьи, и, следовательно, в большей степени нуждаются в специально направленной психолого-педагогической работе.

последние годы существенно возрос интерес к проблемам семьи со стороны специалистов различных областей научного знания. Новые социально-экономические условия, смена идеологических ориентиров или их полное отсутствие и как следствие, вновь возникающие трудности, с которыми сталкиваются современные родители, повысили интерес к вопросам семейного воспитания и в нашей стране. Семья на современном этапе является сферой полидисциплинарных исследований. Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, тем не менее, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе, через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость.

Психологопедагогическая характеристика многодетной семьи

Во — вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.

Во-первых, старшие могут помогать родителям: лет с 5-6 ребенок вполне способен занять младшего братика или сестричку 2-4 лет. Многие взрослые устают не столько от взрослых забот, сколько от необходимости играть с детьми, родителям это нередко психологически трудно, но в семье, где один малыш, никуда не денешься — ребенку нужно с кем-то играть. А в многодетной семье дети «замкнуты» друг на друга: старшие играют с младшими, помогают им одеваться, делать уроки, гуляют с ними, освобождая мать от массы забот.

Роль социального педагога в психолого-педагогическом сопровождении многодетной семьи

— посредничества, направленного на преодоление выявленных противоречий посредством актуализации возможностей подростка и воспитательного потенциала его семьи; — прогнозирования, связанного с предугадыванием конфликтной ситуации и выстраиванием возможных путей ее предупреждения.

2) создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития подростков, работа с подростками (развивающие занятия организация специальной развивающей среды, консультации), методическая помощь педагогам. Общая цель всех форм работы в данном направлении — помочь организовать педагогам и родителям образовательное и воспитательное пространство, где учитывался бы потенциал, психологические особенности подростков, их актуальные интересы и потребности.

Социально-педагогическая поддержка и сопровождение многодетных семей

4. семьи в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия (беспорядочные половые отношения в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, установка родителей, что ребенок забота государства. т.д)

2) В многодетных семьях дети быстрее приобретают навыки самообслуживания, поскольку в семьях с одним ребенком маме все гораздо проще сделать самой, а в многодетной семье серьезная помощь детей матери необходима.

Психолого-педагогическая характеристика неблагополучных семей

Отсюда можно сделать вывод, что неблагополучная семья — это семья с низким социальным статусом, которая не справляется с возложенными на нее функциями, это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

Несмотря на свою общеупотребительность, понятие семьи довольно многогранно, а его чёткое научное определение довольно затруднено. В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и другие). В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследования[12]

Читать еще -->  Иск о защите прав потребителей мировому судье образец

Роль социального педагога в психолого-педагогическом сопровождении многодетной семьи статья по теме

Преобразования социально-экономических и духовно-нравственных отношений в современной России в первую очередь коснулось семьи как социального института, что привело к нарушению ряда важнейших функций семьи, таких как воспитание, социализация подрастающего поколения, обеспе­чение эмоциональной защищенности и безопасности детей. Их экономические трудности усугубляются распространенностью в обществе стереотипов относительно массовой девиантности многодетных семей, а так же отсутствием перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации.

3) создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психологического состояния конкретных подростков. Основная цель — помочь создать для ребенка, обладающего данными психологическими особенностями, конкретными возможностями, соответствующие условия обучения и общения.

Психологические особенности многодетной семьи

Семья в том случае будет благоприятной и гармоничной, когда ею руководит опытный, компетентный, любящий, демократичный взрослый член семьи. Когда в семье четко сформированы коалиции (ребенок-ребенок, муж-жена), во главе семьи стоит родительская коалиция, а не детская. Когда у каждого члена семьи есть свое пространство. Когда семья активно вращается в социальном окружении, обменивается опытом, информацией, заводит новые знакомства и ведет активный образ жизни с учетом интересов каждого. Когда каждый член семьи чувствует эмоциональную близость друг с другом и в любой момент сможет опереться на плечо того, кто рядом. Когда система семейного взаимодействия основана на естественной привязанности родственников, и все члены семьи обладают умением принимать другого таким, какой он есть.

Однако при этом необходимо отметить, что огромная нагрузка ложится на родителей. Давайте обратимся к истории. Количество многодетных семей в советское время было, будем откровенны, не таким уж высоким. Стереотип о многодетности в связке с не- благополучностью, к сожалению, присутствует и сейчас, однако число многодетных семей все-таки растет. Но при этом изменилась и среда, в которой живет и функционирует многодетная семья. По мнению психолога и многодетной мамы Екатерины Бурмистровой [2], в дореволюционной России, где многодетность была нормой, количество взрослых на число детей было другим, требования к воспитанию и образованию детей были тоже другими, а в крестьянской семье были дедушки-бабушки-тетушки, которые помогали родителям. При этом труд был не интеллектуальный и детям не требовалось особого образования, их растили как помощников по хозяйству с ранних лет. В дворянской многодетной семье были гувернеры и прислуга для помощи родителям, и именно они помогали качественно образовывать и воспитывать большое количество детей. Современная многодетная семья разительно отличается от прежнего варианта. Потребности растут (всем детям надо дать образование, обуть, одеть, обеспечить жильем – об этом говорят общественное мнение и реальность жизни), а ресурсы для реализации этого проекта, как человеческие, так и материальные, недостаточны. Родители в основном сами трудятся, чтобы обеспечить семью. Как правило, работает только отец, а мама совмещает в себе ипостаси кормилицы, няньки, гувернера, извозчика, кухарки. Ведь достаточно сложно организовать и быт и образовательный процесс в семье (школы, секции, кружки) без помощи извне. Одно дело воспитать одного ребенка и дать ему все то, что принято в обществе, другое — троих-пятерых. Безусловно, родители подчас испытывают большие трудности, и в этом плане важно реально оценивать свои возможности и не стремиться к идеальности, иначе можно быстро утратить психологические ресурсы и выгореть (кстати, по статистике, многодетными родителями становятся отличники, те, для кого идеальность стоит во главе угла). Важно позаботиться о себе, возможно, в ущерб престижу очередной секции или школы, расположенной далеко от дома.

Характеристика на ученика школы

  • Отображать психологические особенности ученика, которые проявляются им в процессе обучения;
  • Если это групповая характеристика – разделять учеников согласно уровню преобладания определенных способностей;
  • Отражать отношение учителя к ученику.

Характеристика на ученика являет собой документ, дающий оценку психологических, социальных и других личных качеств и черт характера школьника. Основная его задача – ознакомить нового педагога с индивидуально-психологическими особенностями ученика с целью нахождения индивидуального подхода и налаживания работы с ним. Поэтому данный документ должен составляться объективно и с максимальной ответственностью.

Социальное сопровождение многодетных семей в Забайкальском крае

Понятие и категории многодетной семьи как объекта социальной защиты. Проблемы социальной поддержки многодетных семей в Миасском городском округе. Мероприятия по совершенствованию оказания государственной социальной помощи семьям, у которых много детей.

Сущность социальных проблем современной семьи. Общие проблемы семей. Социальные проблемы отдельных категорий семей. Социальная работа с семьей и ее социальное обслуживание. Технологии социальной работы и социального обслуживания семей. Опыт и проблемы.

Ссылка на основную публикацию