Принятие у учету недвижимого имущества

Принятие у учету недвижимого имущества

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие к балансовому учету недвижимого имущества на праве оперативного управления отражается только с момента государственной регистрации права оперативного управления.
До оформления соответствующих документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления, принимающая сторона учитывает полученный объект на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за государственным (муниципальным) учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. В отношении недвижимого имущества установлен иной момент возникновения права оперативного управления — с момента государственной регистрации права (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (п. 6 ст. 8.1 ГК РФ, ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, далее — Закон N 218-ФЗ).
Согласно п. 36 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
Отражение объектов основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией N 157н не предусмотрено. При этом отметим, что в связи с началом применения федеральных стандартов, в частности стандарта «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н, данный подход в отношении рассматриваемой ситуации не изменился.
Таким образом, для постановки на балансовый учет объектов недвижимости у учреждения обязательно должен быть документ, подтверждающий регистрацию права оперативного управления, т.е. выписка из ЕГРН (ст. 28 Закона N 218-ФЗ).
В свою очередь, согласно п.п. 332, 333 Инструкции N 157н ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления, подлежат учету на забалансовых счетах. В частности, на счете 01 «Имущество, полученное в пользование» учитываются объекты движимого и недвижимого имущества, полученные учреждением в безвозмездное пользование, объекты, которые в соответствии с законодательством РФ, не подлежат отражению на балансе учреждения (музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части — по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда Российской Федерации), а также объекты движимого и недвижимого имущества, полученные в возмездное пользование, кроме финансовой аренды, если объект имущества находится на балансе лизингополучателя.
Отметим, что в связи с началом применения федеральных стандартов для организаций государственного сектора нормы п.п. 332 и 333 Инструкции N 157н планируется уточнить*(1). Вместе с тем данные изменения не коснутся порядка учета недвижимого имущества в ситуации, аналогичной рассматриваемой. В частности, уточнено, что с использованием забалансового счета 01 необходимо будет учитывать имущество полученное учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды.
Соответственно, в случае получения недвижимого имущества до оформления соответствующих документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления (правоустанавливающих документов), принимающая сторона осуществляет отражение информации о полученном объекте на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Учет на этом счете следует осуществлять в течение всего периода отсутствия такого документа, а именно с момента приемки объекта и вплоть до регистрации права оперативного управления полученного имущества (смотрите также, п. 3.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2018 NN 02-06-07/6076, 07-04-05/02-1648, абз. 3 п. 1.1.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120, письмо Минфина России от 17.07.2015 N 02-07-10/41190). Аналогичной позиции придерживаются и судебные органы (смотрите, например, решение АС Новосибирской области от 23.03.2016 по делу N А45-23187/2015, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу N А60-27725/2014, решение АС города Москвы от 01.07.2013 по делу N А40-26322/2013).
Обратите внимание, что данное правило актуально как до момента начала применения федеральных стандартов для государственного сектора (01.01.2018), так и после.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации у бюджетного учреждения до момента оформления в установленном порядке документов, подтверждающих государственную регистрацию объекта недвижимости нет оснований для учета полученного в оперативное управление недвижимого имущества из казны на счете 101 00 «Основные средства» (смотрите, в частности, решение Курганского областного суда от 11.04.2016 по делу N 21-189/2016, решение Верховного Суда Республики Марий Эл N 7Р-10/2016 7Р-659/2015 от 15.01.2016 по делу N 7Р-10/2016, решение Верховного Суда Чувашской Республики Чувашии от 28.04.2015 по делу N 21-238/2015). Кроме того, несоблюдение данного правила значительно увеличивает риск квалификации расходов, связанных с уплатой налога на имущество, в качестве необоснованных (п. 10.1 Представления Счетной палаты РФ от 09.12.2016 N ПР 09-347/09-03).
Таким образом, объект недвижимости, переданный бюджетному учреждению из казны до момента государственной регистрации права оперативного управления, следует отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (смотрите также письма Минфина России от 17.07.2015 N 02-07-10/41190, от 14.10.2015 N 02-07-10/58921).

Отражение в бухгалтерском учете недвижимого имущества до государственной регистрации права оперативного управления

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ, осуществляемых в целях создания объекта основного средства по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основного средства;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основного средства;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные аналогичные платежи, связанные с приобретением (с уступкой) имущественных прав правообладателя;
  • суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основного средства;
  • затраты на доставку объекта основного средства до места его использования;
  • суммы фактических затрат, связанных с созданием, производством и (или) изготовлением объекта основного средства – расходы на израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги сторонних организаций (соисполнителей, подрядчиков (субподрядчиков);
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основного средства, включая содержание дирекции строящегося объекта и технический (строительный) надзор, проценты по займам на их приобретение (создание), затраты по договору лизинга.
Читать еще -->  Выдача земли молодым семьям

Напомним, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права (ст. 131 ГК РФ). В соответствии с п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения на основании акта собственника о закреплении имущества, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию согласно требованиям гл. 14 ГК РФ. Кроме того, право оперативного управления на здания, сооружения и другие объекты недвижимости возникает с момента государственной регистрации соответствующего права за учреждением. Государственная регистрация служит единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей в единый государственный реестр.

Принятие к учету недвижимого имущества

К ак правильно принять к учету объект недвижимого имущества, по которому право государственной собственности еще не зарегистрировано. Какие проводки необходимо сделать и с какого момента начислять амортизацию. (Если можно на примере.)

В случае получения недвижимого имущества, право оперативного управления на которое еще не зарегистрировано, его нужно отразить по дебету забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование» (независимо от того, в каком порядке и от кого получен объект). Учитывать имущество на этом счете нужно в течение всего времени оформления госрегистрации прав на него. После получения права оперативного управления его нужно будет принять к учету в качестве недвижимого имущества.

Бесхозяйное имущество

Правомочие владения— это юридически обеспеченная возможность фактического обладания вещью, дающая возможность хозяйственного господства собственника над вещью. При этом собственник может не иметь физической возможности обладать имуществом (например, лицо владеет недвижимостью за рубежом и не имеет возможности покинуть страну), однако юридически ему такая возможность обеспечена.

В соответствии с пунктами 27, 28 Положения после принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, а также в связи с отказом собственника от права собственности органу местного самоуправления выдается (направляется) выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет объекта недвижимого имущества.

Принятие к учету недвижимого имущества до 2011 года

Среди указанных условий не выделено никаких особенностей по принятию к учету тех объектов, которые согласно законодательству подлежат государственной регистрации. Вместе с тем оговорки относительно объектов недвижимости содержались в других нормативных актах по бухучету. Так, в пункте 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н) приведено определение незавершенных капитальных вложений. Это затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты, не оформленные актами приема-передачи основных средств и иными документами.

В ноябре 2010 года организация подала документы на государственную регистрацию права собственности на указанное здание. Этот факт подтверждался распиской регистрирующего органа о получении документов. Размер уплаченной госпошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество — 15 000 руб. ( подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ ). Сумма остальных затрат, произведенных организацией при подготовке пакета документов для госрегистрации, составила 31 800 руб. (без учета НДС).

Учет недвижимого имущества

  1. информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. По объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп, в десятую амортизационную группу — исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072;
  2. рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, при отсутствии в законодательстве РФ норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. В случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя — на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:
  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации — для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных и муниципальных организаций.

В настоящее время Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению утверждены Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н.

Принятие к учету недвижимого имущества документы

⇰ Объекты недвижимости — особые товары.
⇰ Есть объекты недвижимости и там и там.
⇰ Гражданско-правовые отношения.
⇰ Принятие объектов недвижимости к учету
⇰ Бухгалтерский и налоговый учет.
⇰ Принятие недвижимости к учету.
⇰ Учет недвижимости (Гусев А.)

Учет операций по купле-продаже нежилого помещения. Учет недвижимого имущества в бюджетном учреждении. ссылка на статью: бухвести.рф/64611. Недвижимое имущество является объектом по налогу на имущество с момента принятия его к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств в соответствии с порядком, установленным для ведения бухгалтерского учета (ПБУ 6/01 Учет основных средств). Чтобы рассчитать налог на имущество физических лиц, необходимо располагать значениями таких показателей, как кадастровая стоимость объекта недвижимости, ставки налога, площадь недвижимого объекта, льготы по налогу, понижающий коэффициент.

Читать еще -->  Можно ли прописать не родственника в муниципальную квартиру

Учет недвижимого имущества в бюджетном учреждении

1. Бюджетное учреждение приняло по акту приема-передачи объект недвижимости, который в соответствии с решением уполномоченного органа власти закрепляется на праве оперативного управления. При этом на срок до регистрации права заключен договор безвозмездного пользования объектом. В этом случае к учреждению перешли обязанности по содержанию объекта (ст. 695 ГК РФ). В соответствии с действующей редакцией п. 333 Инструкции № 157н этот объект должен быть учтен на забалансовом счете 01 как полученный в безвозмездное пользование.

Эта формулировка не допускает двоякого толкования – для постановки на балансовый учет объектов недвижимости у учреждения обязательно должно быть свидетельство о регистрации права оперативного управления (выписка из ЕГРП).

Учет продажи недвижимого имущества в «1С: Бухгалтерии 8»

Обращаем внимание, что объектами недвижимого имущества, выбытие которых может отражаться с применением счета 45.04 «Переданные объекты недвижимости», в программе считаются основные средства (элементы справочника Основные средства), у которых в реквизите Группа учета ОС указано значение Здания или Сооружения. Если передаваемый покупателю объект основных средств является недвижимым имуществом, то на закладке Дополнительно становится видимым реквизит, по значению которого в программе определяется, какие проводки нужно сформировать по операции передачи объекта. Для объектов ОС, право собственности на которые на момент передачи сохраняется за продавцом, на этой закладке нужно установить флажок Право собственности переходит после государственной регистрации» (рис. 1). В пояснении к реквизиту сказано, что переход права собственности при этом регистрируется документом Реализация отгруженных товаров.

При заполнении формы документа на закладке «Основные средства» указываются: передаваемый объект недвижимости Складское помещение, продажная цена 2 000 000 руб., ставка НДС 18 %, счета бухгалтерского учета доходов (91.01), расходов (91.02) и НДС (91.02) по операции реализации, статья аналитического учета на счете 91 с видом Доходы (расходы), связанные с реализацией основных средств.

Принятие у учету недвижимого имущества

Недвижимое имущество является объектом по налогу на имущество с момента принятия его к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств в соответствии с порядком, установленным для ведения бухгалтерского учета ( ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). В зависимости от вида недвижимого имущества налоговая база по нему может определяться как среднегодовая или кадастровая стоимость. Подробнее см. статью .

Недвижимые вещи — это земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно ( п. 1 ст. 130 ГК РФ ). Здания, сооружения, объекты незавершенного производства а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты относятся к недвижимости.

Энциклопедия решений

Для принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта ОС необходимо единовременное выполнение условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01 (см. письма Минфина России от 17.12.2013 N 03-05-05-01/55583, от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5317, от 22.06.2011 N 03-05-05-01/50, от 08.11.2010 N 03-05-05-01/49) во взаимосвязи с нормами пунктов 7 и 8 ПБУ 6/01 (см. письмо Минфина России от 19.06.2012 N 03-05-05-01/35).

Исключение — объекты, подлежащие обложению по кадастровой стоимости на основании ст. 378.2 НК РФ. Для них факт принятия объекта к бухучету, а тем более счет, на котором они учтены, значения не имеют. Так, жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе в качестве вложений во внеоборотные активы в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, если объекты учтены в Едином государственном реестре недвижимости и в отношении этих объектов определена кадастровая стоимость (см. письмо Минфина России от 12.01.2017 N 03-05-05-01/432).

Решение Арбитражного суда Нижегородской области от по делу N А43-23612

Таким образом, требование, предъявленное к администрации города Дзержинска, об обязании принять на учет бесхозяйную недвижимую вещь является незаконным, поскольку к полномочиям органа местного самоуправления не отнесена постановка на учет бесхозяйной недвижимой вещи. Администрация города Дзержинска является ненадлежащим ответчиком, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Приказ Мосрегистрации от N 23-П

Плата за государственную регистрацию взимается один раз, как за государственную регистрацию ранее возникшего права. Объект недвижимого имущества в этом случае считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента государственной регистрации права.

Все прилагаемые к заявлению документы, за исключением случаев, установленных Положением, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в постановке на учет) должен быть возвращен органу местного самоуправления, второй — помещен в пакет ПУД.

Государственный учет недвижимого имущества

Если необходимо зарегистрировать объект, который располагается на территории нескольких округов, то для него существует особый протокол регистрации. Далее все этапы осуществляются работниками территориальных учреждений, которые и рассматривают поданные документы.

Право собственности регистрируется при оформлении договора купли-продажи, дарения, обмена жилья или его части, ренты или пожизненного содержания, продажи предприятия, при договоре аренды нежилых помещений, земельных участков, при залоге недвижимости и договор участия в долевом строительстве.

Принятие у учету недвижимого имущества

Теоретическая база исследования достаточно широка, в частности, мировая практика знает несколько регистрационных систем, которые имеют свои истоки, в том числе в римском праве: французская регистрационная система, немецкая регистрационная система и система Торренса. Такие исследователи как Р.С. Бевзенко, Д.Ю. Ульюкова, М.А. Некрасова, описывая проблемы регистрационные системы, существующие за рубежом, путем сравнения и анализа выделяют проблемные моменты системы российской.

Научная новизна работы заключается в системном описании существующих мировых регистрационных систем, проблем толкования понятия недвижимости и предложении следовать сути немецкой системы регистрационных действий с ее адаптацией для России.

Ссылка на основную публикацию