Статус Иностранных Лиц И Лиц Без Гражданства

Основные права, обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства

Стоит отметить, что ребенок, который родился от апатрида на территории Российской Федерации, сразу же становится гражданином России. Получить гражданство можно получить и без въезда в страну, но только в случае если лицо после развала СССР не получил гражданства ни одной из республик.

Также и срок получения гражданства для апатрида может быть уменьшен до полугода, но только в случае знания русского языка. Наравне со знанием языка ценится тот факт, что апатрид был рожден на территории России или СССР, или он находится в браке с представителем местного население сроком более 2,5 лет.

Правовой статус иностранцев и апатридов в РФ

  • на получение социальной, медицинской, правовой и иной помощи;
  • на размещение в центре временного пребывания с питанием и бытовыми услугами;
  • на финансовую и натуральную помощь, предусмотренную законодательством;
  • на осуществление хозяйственной и трудовой деятельности без специального разрешения;
  • на беспрепятственный выезд из России и др.

Разрешение на временное проживание выдается иностранцам в пределах установленной Правительством РФ квоты: на 2019 год она составляет чуть более 90 тыс. разрешений. Законом также установлены категории лиц, которые могут претендовать на РВП вне квоты, в том числе нетрудоспособные родители совершеннолетних россиян, инвесторы, супруги россиян и проч. РВП оформляется миграционными органами по месту проживания заявителя по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 года № 789.

Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Положения ч.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации устанавливают конституционные основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Иностранными гражданами считаются лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства Российской Федерации.

Присоединение Российской Федерации к Конвенции о статусе беженцев (1951 г.) и Протоколу, касающемуся статуса беженцев (1966 г.), создало необходимость привести нормы российского права в соответствие с вышеперечисленными актами, и российский закон от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» О беженцах: Закон Российской Федерации от 19.02.1993; в ред. от 28.07.1997. № 4530-I // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 12. С. 714 — 720. регламентирует вопросы предоставления убежища уже в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

В результате рассмотрения жалоб граждан, а также при получении иным путем информации о грубых или массовых нарушениях прав и свобод граждан Уполномоченный имеет право выступать с докладом на очередном заседании Государственной Думы, а также обратиться к ее депутатам с предложением создать специальную парламентскую комиссию по изучению и расследованию фактов нарушений прав и свобод граждан, провести по этим вопросам парламентские слушания.

Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства

Оказавшись за границей, каждый человек думает о том, насколько он защищён с правовой стороны, какими правами обладает и чего должен избегать, чтобы не оказаться в противоречии с местным законом. Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства охватывает большое поле всевозможных услуг государственных сфер.

  • Иностранцы — люди, не входящие в состав полноправного населения, проживающие в других государствах и имеющие документальное подтверждение данного факта.
  • Апатриды — люди без гражданства. Они не никогда получали паспорт (в конкретной ситуации — российский), не обладают документированными обоснованиями своего отношения к другим странам. Человек из данной категории, по сути, не воспринимается как соотечественник.

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ

С предоставлением политического убежища тесно связан во­прос об экстрадиции , т.е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстра­диции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин дан­ного государства или иностранец), укрывается в другом государ­стве. Бывают также более сложные случаи: когда заявляется тре­бование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран вы­дача своих граждан конституционно запрещена. В России Кон­ституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что « гражданин РФ не может быть. выдан другому государству ». Не до­пускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездейст­вие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело — выдача лиц, обви­няемых в совершении преступления, а также передача осужден­ных для отбывания наказания в других государствах. Это воз­можно на основе федерального закона или международного дого­вора России. РФ имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болга­рией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подле­жащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы со­держатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, кото­рое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступно­сти»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные га­рантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства, обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран суды отказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом пре­ступление влечет смертную казнь. Европейский суд по правам человека установил невозможность экстрадиции, если есть основания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоя­тельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.

Читать еще -->  Региональный капитал за третьего ребенка

Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исклю­чением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Это ка­сается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудо­вую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспече­ние, образование, участие в общественных организациях, пользо­вание достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Данная процедура урегулирована в Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденном Указом Президента РФ от 21.07.1997 № 746. Так, лицо, желающее получить политическое убежище на территории РФ, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством. Па период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории РФ.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляются права, возлагаются обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Например, они не подлежат призыву на военную службу, не могут занимать государственные должности, не имеют права проводить и участвовать во многих публичных мероприятиях на территории РФ и т.п.

Кто они — лица без гражданства в России и мире

РВП апатрида — это отдельный документ (иностранным гражданам ставится штамп в паспорт). Оформлением этой бумаги занимается миграционная служба МВД. Единственным ограничением является то, что Правительство РФ каждый год устанавливает определённую квоту на выдачу РВП в конкретном регионе. Квоты рассчитаны и на лиц без гражданства, и на иностранцев.

Зачем же нужны эти два документа? Без них невозможно, к примеру, пересечение государственной границы РФ, лечение в государственных медучреждениях, оформление на работу. Таким образом, апатрид при наличии ВНЖ или РВП получает почти те же льготы и права, что и российский гражданин.

Вой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в рф

Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу); могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.

Читать еще -->  На 74 Лет Великой Победы Будут Поправки В Ук Рф В 2021 Году

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

  1. по сроку пребывания на территории Российской Федерации:
    • постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;
    • временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;
    • следующие через территорию Российской Федерации транзитом;
  2. по степени подчиненности юрисдикции РФ:
    • граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом;
    • граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;
    • военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных сил (ВВС);
    • члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;
    • граждане, служащие в международных организациях;
    • граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;
    • свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ;
  3. по целям нахождения на территории Российской Федерации:
    • работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций;
    • корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;
    • преподаватели в учебных заведениях;
    • лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, – трудящиеся эмигранты;
    • лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д.
  1. не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;
  2. не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
  3. не могут участвовать в отправлении правосудия;
  4. не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;
  5. не имеют права участвовать в референдуме;
  6. на них не распространяется воинская обязанность;
  7. не могут быть членами политических общественных объединений;
  8. за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);
  9. только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);
  10. могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);
  11. проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;
  12. устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);
  13. по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;
  14. могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;
  15. при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.

Статус Иностранных Лиц И Лиц Без Гражданства

Эти же положения распространяются и на лиц без гражданства, если иное не предусматривается законодательством, но они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством и международными договорами.

Конституция (ст. 62 п.3) «Иностранные граждане, лица без Гр. пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ, или международным договором РФ. Положения части 3 устанавливают конституционные основы правого статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Согласно ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся российским гражданином и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся российским гражданином и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.

Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Под иностранным гражданином Л.Н. Галенская подразумевает лицо, которое не является гражданином данного государства или же не имеет гражданства какого-либо государства. М.М. Богуславский и С.С. Гридин иностранцами считают как иностранных граждан, так и лиц без гражданства.

Согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» документом, подтверждающим гражданство, является, прежде всего, паспорт, а до его получения — свидетельство о рождении. Доказательством может служить и иной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России действует административная процедура так называемого выяснения гражданства. Во многих зарубежных странах, в первую очередь в тех, где нет внутренних паспортов, существует судебная процедура выяснения гражданства.

Ссылка на основную публикацию