Содержание
- 1 Что такое школа для детей с ограниченными возможностями
- 2 Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья
- 3 Школа частная для детей с ограниченными возможностями
- 4 Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья
- 5 Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы
- 6 Организация обучения в школе лиц с ограниченными возможностями
- 7 Дети с ОВЗ — это дети с ограниченными возможностями здоровья
- 8 Индивидуальное обучение детей ограниченными возможностями
- 9 Школа частная для детей с ограниченными возможностями
- 10 Школа частная для детей с ограниченными возможностями
Что такое школа для детей с ограниченными возможностями
На этом строится работа коррекционных школ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, большую роль здесь играет индивидуальный подход к каждому ребенку, создание психологического комфорта. В своей работе специалисты таких учебных заведений применяют специальные методы для активации познавательной деятельности, развития устной, письменной речи, формирования учебных навыков.
Направлять ребенка на обучение в такой школе специальная комиссия может только после психолого-медико-педагогического заключения и с согласия его родителей. Каждая школа самостоятельно разрабатывает учебный план, в рамках которого будет реализовывать программу подготовки учащихся, учитывая особенности их психофизического развития.
Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья
Комплексное изучение детей с ОВЗ показало, что одной из проблем у данной категории детей оказывается неготовность к школьному обучению по всем параметрам. Отмечается, что одним из основных признаков ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости – несформированность деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий. По данным эпидемиологических исследований эти дети составляют 50% от числа детей, испытывающих трудности в обучении. Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы; в частности дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Дошкольники с ОВЗ характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.
Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь общаться и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять контроль. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Школа частная для детей с ограниченными возможностями
1.1. Настоящее положение действует на основании Закона РФ «Об образовании»,
Типового положения об общеобразовательном учреждении, Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
Учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы
Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения. То, насколько сотрудники понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.
Психолого-педагогическое сопровождения возможно только при условии создания единой “команды”, ориентированной на совместное достижение цели , представляет собой целенаправленную, систематическую взаимную деятельность педагога, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, детей, родителей, а также организация совместной координированной работы специалистов с учетом специфики профессиональной деятельности обеспечивает комплексный подход к преодолению нарушений у детей. В деятельности психолого-педагогического сопровождения ОУ существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:
Организация обучения в школе лиц с ограниченными возможностями
Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
- ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»(далее — Закон).
- Закон г. Москвы №16 от 28.10.2010 «Об Образовании лиц с ограниченными возможностями» (в ред. от 25.06.2014 г. №37) (далее Закон г. Москвы). В качестве примера обратимся к Закону г. Москвы, регламентирующем основные положения образования лиц с ОВЗ. Каждый субъект РФ имеет право принять подобный закон на региональном уровне.
- Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26 «Об Утверждении СапПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее — СанПиН) (Вводится в действие с 01.09.2019 г.).
Дети с ОВЗ — это дети с ограниченными возможностями здоровья
Она встречается достаточно часто и означает ограниченность возможностей здоровья. Соответственно, дети с ОВЗ — это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические), обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.
Известным фактом выступает то, что переход из ДОУ в стены начальной школы является весьма кризисным, поэтому первостепенной задачей деятельности службы сопровождения выступает профилактическая работа с детьми с ОВЗ касаемо предупреждения проблем адаптационного периода.
Индивидуальное обучение детей ограниченными возможностями
Психологическое сопровождение родителей и семьи ребенка с особыми потребностями — это особенная проблема. Без родителей учебного процесса не происходит. Они выступают и тьюторами и лицами, сопровождающими своего ребенка. Необходимо сделать родителей партнёрами в обучении ребёнка, опираясь не их опыт успешного сотрудничества и эффективной мотивации.
Одной из важных психологических задач обучения на дому является повышение мотивации учеников к обучению. Не имея возможности чувствовать и соотносить свой личный успех с успехами сверстников, ребёнок теряет стремление к достижению. Необходимо найти такие формы учебной деятельности ребёнка, в которых он смог бы почувствовать себя успешным, организовывать его участие в школьных конкурсах и смотрах.
Школа частная для детей с ограниченными возможностями
Школа-интернат принимает детей с 7 лет в два отделения: для детей с незначительными нарушениями речи: дислалия , фонетико-фонематическое недоразвитие, дисграфия , дислексия (срок обучения-10 лет) и для детей с глубоким недоразвитием речи в результате нарушения слуховой функции (срок обучения-12 лет). Кроме того, при необходимости создаются дополнительные отделения при первом — 11-12 классы, где дети могут получить среднее образование; при втором — дошкольные группы для детей 4-6 — летнего возраста. Наполняемость классов — 12 человек.
В структуру детского дома входит диагностическая группа, дошкольное отделение и школа. Поступив с 3 лет в диагностическую группу, воспитанники заканчивают обучение к 19 — 20 -летнему возрасту, имея диплом о неполном среднем образовании. Учреждение находится под патронажем ( от фр. patronage — покровительство) ВОС и ВОГ (42).
Школа частная для детей с ограниченными возможностями
3.11. На каждого ученика, обучающегося индивидуально на дому, заводится журнал, где учителя записывают даты занятий, содержание пройденного материала, количество часов. При дистанционном обучении журнал ведется в электронном виде. Журнал индивидуальных занятий с обучающимся на дому является документом строгой отчетности. Количество часов, проставленных в журнале, должно соответствовать количеству часов индивидуального учебного плана. Контроль за своевременностью и правильностью заполнения журнала регулярно осуществляет заместитель по учебно-воспитательной работе общеобразовательного учреждения. Данные об успеваемости обучающегося на дому, о переводе его в другой класс и данные об окончании общеобразовательного учреждения своевременно вносятся в классный журнал. Выставленные отметки и даты проведенных занятий должны соответствовать записям, сделанным в журнале индивидуальных занятий. Проведенные занятия на дому подтверждаются подписью родителя (законного представителя).
3.9. Интеграция учащихся, обучающихся индивидуально на дому, в образовательную и культурную среду школы осуществляется через проведение совместно с учащимися классов учебных и развивающих занятий, воспитательных мероприятий, в том числе и в дистанционной форме.