Искусственные земельные участки судебная практика

Искусственный земельный участок: поиск универсального определения

Понятие искусственного земельного участка может быть сформулировано на основе определения природно-антропогенного объекта, являющегося согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектом, измененным в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) возведенным человеком объектом, обладающим свойствами природного объекта и имеющим рекреационное и защитное значение . Исходя из сказанного, понятие искусственного земельного участка соответствует определению природно-антропогенного объекта, но не в полной мере, так как возможности использования искусственных земельных участков должны быть шире и определяться их целевым назначением. ——————————— Аналогичное определение приводится в Модельном законе «Об экологической безопасности» от 15 ноября 2003 г. (см.: Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. 2004. N 33).

ЗК РФ исходит из понимания земли как части природы и объекта права собственности (ст. 1, 6). В качестве признаков земельного участка юристы обращали внимание на его естественный характер и нерукотворность , а искусственными объектами называли здания и сооружения , водохранилища, пруды, обводненные карьеры и каналы . Участок, возникший за счет водоема, в результате насыпки грунта именовался «вновь созданным» . ——————————— См.: Чубаров В. В. Проблемы правового регулирования недвижимости. М., 2006. С. 158. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации О. И. Крассова включен в информационный банк согласно публикации — Норма, 2009 (2-е издание, переработанное). —————————————————————— См.: Крассов О. И. Комментарий к Земельному кодексу РФ. М., 2010. См.: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. С. А. Боголюбова (автор Комментария — Ю. И. Шуплецова). М., 2010. См.: Алексеев В. А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М., 2007.

НЕ НАШЛИ, ЧТО ИСКАЛИ

Когда правомочия на землевладение возникли на основании заключения сделки купли-продажи и участок поставлен в законном порядке на кадастровый учет недвижимость куплена после проведения межевальных работ и постановки на кадастровый учет , владельцу такого имущества будет сложно оспорить итоги межевания своей земли и произвести уточнение ее границ. Судебная практика по восстановлению границ земельного участка Согласно статье Гражданского кодекса РФ, землевладелец вправе заявлять требования об устранении нарушений своих прав, даже если это не связано с лишением данной недвижимости.

Таким образом, в удовлетворении просьбы о восстановлении границ суд откажет. Встречный иск рассматривается государственным органом с учетом таких аспектов: Важную роль для разрешения спора играет заключение, оформленное по результатам проведения землеустроительной экспертизы. Судебная практика о признании межевания недействительным В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, при рассмотрении дел, касающихся границ землевладений, принимаются во внимание границы, которые сложились фактически.

Судебная практика по межевым спорам о границах земельных участков

Защита от таких заявлений заключается в предъявлении встречных требований о признании недействительности итогов межевальных работ и данных, внесенных при проведении кадастрового учета. Если такие требования будут удовлетворены, расположение границ землевладения истца становится неопределенным либо уточняется согласно притязаниям, заявленным подателем встречного иска. Таким образом, в удовлетворении просьбы о восстановлении границ суд откажет.

Судебные органы выносят отказ в удовлетворении исковых требований в отношении признания недействительности документации по межеванию, актов в отношении постановки на кадастровый учет, обязания внесения изменений в кадастровую документацию, когда требования основываются лишь на том, что заявитель долгое время эксплуатировал территорию больше установленной кадастровой документацией и правоустанавливающими документами, и (или) большие размеры приведены в документации о передаче землевладений, полученных ранее исполнения межевальных работ.

Самовольный захват земельного участка — судебная практика

Согласно упомянутой статье, если вы пользовались земельным наделом на протяжении более 15 лет как своим собственным, или вы являетесь прямым правопреемником (родители, дети, жена и др. родственники, а также участники завещания) пользователя, то данный участок может считаться вашей личной собственностью.

Так, для обычных граждан, размер штрафа будет составлять 1-1.5% от кадастровой стоимости участка, взятого в незаконное пользование, но не менее 5 000 рублей. Если захватчиком является юридическое лицо (компания), то размер выплат составляет 2-3% от стоимости, но не менее 100 тыс. рублей.

Читать еще -->  Проверить очередь в детский сад по номеру заявления

Ни пяди земли

Естественно, в каждом деле есть свои нюансы. Пермячке Галине Зелениной департамент земельных отношений администрации Перми отказал в праве выкупа земли на том основании, что на участке, взятом в аренду под огородничество, она построила дом. Зарегистрировала право собственности на объект недвижимости и тем самым нарушила условия договора. Но суд признал, что департамент не воспользовался вовремя своим правом на принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка Зелениной, «уклонившись от разрешения данного вопроса, о чем свидетельствует настоящий спор». Хотя статьи 11, 15, 29, 36 Земельного кодекса РФ и федеральный Закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» четко регулируют спорные вопросы.

Не только в краевом центре, но и в некоторых городах Пермского края (Чайковский, Березники) муниципальные комитеты земельных отношений отказывают в предоставлении права собственности на землю. И каждый раз, когда граждане в судебном порядке подтверждают это право, органы власти оспаривают решение в краевом суде.

Самострой на собственном земельном участке – судебная практика и штрафы за ИЖС

  • Если же вы решили строить на территории собственного земельного участка нежилое коммерческое здание, то тут ситуация будет сложнее. Даже если земельный участок по документам ваш, то вам всё равно потребуется специализированное разрешение строить на собственном участке коммерческое здание. В противном случае данное строительство будет считаться незаконным по причине нарушения целевого назначения земли. На самом деле, оформление подобных документов на коммерческое строительство не занимает много времени.

Напоследок мы поговорим об ИЖС. Многие слышали данную аббревиатуру, но не понимали, что она означает. ИЖС – это индивидуальное жилищное строительство. Оно представляет собой обеспечение граждан законным жильём высотой не более 3-ёх этажей и рассчитанным на проживание одной семьи. В ИЖС обычно возможна регистрация по месту жительства. Также в ИЖС практически во всех случаях легально наличие пристроек, надстроек и прочего.

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Так, гражданка З. обратилась в Семилукский районный суд Воронежской области с иском об установлении границ земельного участка. В обоснование своих требований истица пояснила, что она является собственником земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке. С целью уточнения и установления границ земельного участка она приняла меры к подготовке межевых документов, однако сосед, ответчик А., отказался подписывать проект межевого плана, согласовывать границы земельных участков. При рассмотрении заявленного требования суд первой инстанции применил ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» , согласно которой при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа — из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 9 ст. 38). Руководствуясь указанной нормой, суд удовлетворил заявленное требование З. и установил границу земельного участка. При этом суд указал, что граница между земельными участками истицы и ответчика сложилась, она обозначена забором, возведенным много лет тому назад (более 20 лет). Несмотря на то что забор частично разрушен, граница между соседними земельными участками хорошо просматривается. Судебная апелляционная инстанция вполне правомерно оставила решение суда без изменения .

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: 1) признания недействительными в судебном порядке незаконных актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 2) приостановления исполнения таких актов; 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Энциклопедия судебной практики

С учетом изложенного суды сделали правильный вывод, что спорный земельный участок относится к землям общего пользования, и, несмотря на то, что на нем находится принадлежащий на праве собственности предпринимателю объект недвижимости — здание кафе, отчуждению не подлежит.

Читать еще -->  Субсидии на жилье в 2019 году в краснодарском крае для молодой семьи

Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 262 Гражданского кодекса, указанные в них объекты представляют собой территории общего пользования; в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка. Поэтому земельный участок, на котором установлена рекламная конструкция и который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

Адвокат по земельным вопросам Маковеев Сергей Иванович

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. (редакция от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относится, в частности, иск об установлении границ земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (редакция от 03 июля 2019 г.) «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее — заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Искусственные земельные участки: понятие и проблемы, возникающие при государственной регистрации прав на них

Создание искусственных земельных участков, как выяснилось в ходе изучения материалов по данному вопросу, вызывает большой общественный резонанс населения, на чьей территории проживания создаются такие участки. На данный момент законодатель не обязывает проводить публичные слушания и учитывать мнение большинства населения. Например, ч.7 ст.4 ФЗ № 246-ФЗ предусматривает размещение проекта искусственного земельного участка только на сайте муниципального образования, где будет возведён искусственный земельный участок. Гораздо рациональнее со стороны законодателя, было бы включить в закон императивную норму и размещении проекта такого участка в периодических изданиях, которые доступны гораздо более широкому кругу населения, чем сеть «Интернет». Учёт мнения населения является такой же важной процедурой, как и получение разрешения на создание искусственного земельного участка. Поэтому необходимо на законодательном уровне закрепить обязательность информирования населения должным образом и различными способами, включая сеть «Интернет», периодические издания, радио и телевидение. Напомним, что в соответствие со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на предоставление достоверной информации о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу в неблагоприятной окружающей среды, которая была вызвана экологически правонарушением. А т. к. создание искусственного земельного участка — это прямое вмешательство в живую природу, то изменение окружающей среды неизбежно, и очень важно, чтобы эти изменения были в рамках допустимых норм и не причиняли вред жизни и здоровью населения, на чьей территории возводится искусственный земельный участок [10, с.63].

Итак, понятие искусственного земельного участка содержится в Федеральном законе от 19 июля 2011 год № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Итак, под искусственным земельным участком, созданным на водном объекте, понимается «сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком». [2] Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что такие земельные участки создаются двумя основными способами: путём отсыпки грунта или намыва; остальные способы создания/возведения искусственных участков суши законодатель не конкретизирует, т. к. существует ещё множество различных способов, в том числе и те, которые будут известны в будущем.

Ссылка на основную публикацию