В связи со смертью

Увольнение в связи со смертью

На обращение к работодателю за получением причитавшихся умершему работнику сумм у вышеуказанных лиц есть 4 месяца со дня смерти этого работника (п. 2 ст. 1183 ГК РФ). А на выплату у работодателя есть неделя со дня, когда член семьи/иждивенец представил необходимые документы (ст. 141 ТК РФ). Такими документами, в частности, являются:

По общему правилу при увольнении работник должен ознакомиться под роспись с приказом об увольнении (ст. 84.1 ТК РФ). Но в данной ситуации сам работник уже не сможет расписаться, а ознакамливать с приказом, к примеру, родственников умершего сотрудника работодатель не должен. Соответственно, на приказе об увольнении по смерти сотрудника будет стоять подпись лишь работодателя.

Как правильно оформить увольнение в связи со смертью работника

Как и во всех остальных случаях, предшествующих прекращению трудовых отношений, работодатель обязан документально заявить об этом, издав соответствующий приказ. Исходя из общих положений ст. 84.1 ТК РФ сотрудник обязан ознакомиться с содержанием этого приказа и письменно это подтвердить. Разумеется, в представленном случае это сделать невозможно. Ничего не говорится в законе и о том, что свою подпись в приказе должны поставить родственники или иные представители умершего, поэтому графа документа, где сказано о том, что работник с ним ознакомлен, остается пустой.

Например, человек умер 15 июня, свидетельство о смерти, в котором и зафиксирована эта дата, родственники получили 30 июня, а предоставили этот документ по месту работы умершего 5 сентября. В этом случае, соответствующий приказ должен быть датирован 5 сентября, однако в нем согласно ст. 84.1 ТК РФ должно быть отражено, что последним днем, когда работник исполнял свои трудовые обязанности, является 14 июня, если на следующий день человек на работу уже не вышел.

Как оформить материальную помощь в связи со смертью родственника

Необходимо различать, что материальная помощь в связи со смертью сотрудника, которую назначает работодатель, и государственное пособие на погребение осуществляются из разных источников, поэтому смешивать эти понятия нельзя. Работодатель оказывает матпомощь из бюджета организации и при наличии средств на эти цели, а государственные пособия выплачиваются в фиксированном размере за счет внебюджетных фондов (если умерший был в них зарегистрирован).

Читать еще -->  Как заказать техпаспорт в бти

Социальный статус умершего может быть различным, и от этого зависит, кто будет осуществлять выплату. Граждане (из указанных выше), взявшие на себя расходы по проведению похорон, могут оформить матпомощь и социальное пособие на погребение следующим образом (п. 2 ст. 10 № 8-ФЗ):

Увольняем в связи со смертью работника

Согласно специальной конфигурации, приказ содержит необходимые официальные данные о реквизитах организации и данные о сотруднике. Далее – дата, в которую произошло увольнение, причина, обязательно ссылающаяся на документы или статью. Ставятся подписи руководителя и сотрудника (с расшифровкой). В случае прекращения трудового договора в связи со смертью работника основой является документ, подтверждающий его смерть.

Руководитель должен знать, как уволить работника в связи со смертью, то есть весь ряд действий, начиная с возвращения личных вещей родственникам работника и оканчивая правильным оформлением всех документов. После расторжения трудового договора по определенным обстоятельствам, не зависящим от власти сторон, порядок увольнения в связи со смертью работника таков.

Какой отпускной период положен работнику в случае смерти его родственника

  • исключается налог на доход (согласно 217-й статье НК);
  • отменяется социальное страхование (согласно ФЗ под номером 212 и 167);
  • исключаются взносы на страхование от различных несчастных случаев на производстве (согласно правительственному постановлению номер 765, изданному в июле 1999 года).

Подобные отпускные периоды являются строго целевыми, о чём прямо говорится в локальных документах. Например: «В случае смерти членов семьи (супруга или супруги, родителей, попечителей или опекунов, братьев и сестёр, детей) работникам предоставляется три дня оплачиваемого отпускного периода в любые 40 дней после смерти родственника».

Увольнение в связи со смертью работника в 2019 году

В некоторых случаях свидетельство о смерти не выдается – если подтверждением смерти служит решение суда. Если человек в течение 5 лет не появлялся в месте жительства и у родственников нет никакой информации о его местнонахождении или если человек полгода назад пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, он может быть признан умершим в судебном порядке.

В пункте 6 части 1 статьи 83 ТК РФ оговаривается возможность прекратить трудовой договор, если сотрудник умирает. Увы, люди умирают не только от старости. Смерть может настичь и молодых – болезни, несчастные случаи, катастрофы, военные действия, стихийные бедствия и пр. подстерегают человека. И зачастую жертвами становятся люди работоспособного возраста. Именно поэтому законодатель предусмотрел такой вариант прекращения трудовых отношений.

Увольнение сотрудника в связи со смертью: какой датой оформляется приказ, как оформить

Оформление записи в трудовой при смерти работника часто является трудностью для кадровика. Она должна включать в себя сведения о том, что соглашение прекращается по причине, на какую не могут повлиять обе стороны — смерти. В качестве основания для внесения записи проставляются реквизиты распоряжения. Причину смерти в трудовой указывать не нужно.

Читать еще -->  Как продать квартиру с детьми собственниками

На основании бланка, какой однозначно подтверждает смерть сотрудника, кадровик должен создать приказ на увольнение. Для указанных целей может применяться стандартная форма Т-8, либо фирменный бланк с произвольной формулировкой. В последнем случае в него включаются обязательные реквизиты.

Порядок увольнения работника в связи со смертью

Очень важно знать каким число увольнять умершего работника. В законодательстве прописано, что последним рабочим днем является день, предшествующий дню смерти. То есть, если работник умер 6 марта, тогда последний рабочий день будет считаться 5 марта. А дата увольнения 6 марта.

Без решения суда или свидетельства о смерти уволить сотрудника никто не имеет права. Занимать должность может другой сотрудник, но его трудоустройство должно быть временным. То есть без документов, подтверждающих смерть сотрудника, за ним сохраняется рабочее место.

Как оформляется увольнение в связи со смертью работника

После выдачи приказа нужно еще внести запись в трудовую книжку. В этом документе необходимо написать следующее: «Трудовое соглашение прекращено по обстоятельствам, которые от сторон не зависят — в связи со смертью сотрудника». А далее указать статью, согласно которой проводится увольнение в связи со смертью работника, а именно п.6 ст.83. Сам документ передается либо лично в руки родственникам на основании их заявления, либо пересылается по адресу, который указывал служащий при оформлении на работу.

Как видите, для того чтобы правильно оформить увольнение сотрудника, который умер, необходимо не только знать статьи увольнения ТК РФ, а и быть осведомленным в том, как сделать запись в трудовую книгу, написать соответствующий приказ и выплатить родственникам покойного надлежащие ему денежные суммы. Если же за трудовой книжкой никто не пришел, ее необходимо хранить в отделе кадров отдельно от документов иных работников на протяжении 2 лет. Если в течение этого срока ее не забрали, такой документ отправляется в архив организации, где он будет находиться целых 50 лет. И только после этого его можно будет ликвидировать.

Пошаговое увольнение в связи со смертью сотрудника сложные вопросы

Основная трудность, которая возникает у специалиста по кадрам, заключается в том, что в других ситуациях у процедуры увольнения есть инициатор. Им может являться работодатель или работник. В данном случае инициатор отсутствует. Поэтому так важно определиться, с чего начать прекращение трудовых отношений.

Относительно печати предприятия в трудовой книжке важно сделать замечание о том, что начиная с 2019 года, ее наличие не является обязательным атрибутом для любой формы организации. Поэтому ее отсутствие не будет нарушать легитимность записей в трудовой книжке. Обязательным условием при этом будет установить эту норму в локальном нормативном акте.

Ссылка на основную публикацию