Содержание
- 1 Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)
- 2 Правила заполнения ТТН: как правильно заполнять товарно-транспортную накладную — порядок и инструкция оформления, образец подписей
- 3 Правила заполнения международной товарно-транспортной накладной (CMR)
- 4 Где ставятся печати в транспортной накладной 2021
- 5 Зачем нужна товарно-транспортная накладная CMR, и как она оформляется
Накладная удостоверяет, что был заключен договор о перевозке. Нужно внимательно заполнять форму, указывать в ней правильные данные: точные адреса, регистрационные номера, наименования компаний, груза и т.д. Подписывать транспортную накладную должно только уполномоченное на это лицо. У него должна быть доверенность на право подписи таких бумаг. Если документ будет заполнен с недочетами, то налоговая может отказать в признании расходов на транспортировку и в вычете по НДС.
Правила перевозок груза автомобилем описаны в правительственном постановлении №2200 от 21 декабря 2020 года. Они заменили собой правила, утвержденные постановлением Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, которые утратили силу. Форма транспортной накладной является Приложением №4 к этим Правилам.
Если компания или физическое лицо выбирает способ доставки груза посредством сторонней компании-перевозчика, то оформляют транспортную накладную. Этот документ подтверждает, что был заключен договор транспортировки. К заполнению транспортной накладной предъявляются жесткие требования, поскольку документ в числе прочих необходим для получения вычета по НДС для некоторых предпринимателей и компаний. Расскажем, как правильно его заполнить с учетом новых правил, действующих с 1 января 2021 года.
- Информация о грузоотправителе. Здесь указывают полное название хозяйствующего субъекта или ФИО заказчика, адрес места нахождения (места жительства — для физлиц), ФИО работника, ответственного за организацию транспортировки, его телефон. Если грузоотправитель — экспедитор, то нужно поставить отметку в соответствующее поле. Это правило введено с 1 января 2021 года. Также появился новый раздел «1а» Клиент (Заказчик организации перевозки) (при необходимости).
- Информация о грузополучателе. Сведения, аналогичные вышеуказанным.
- Наименование груза и сведения о нем. Указывают число мест, маркировку, вид тары, разновидность упаковки, массу нетто, брутто, объем и т.д. Если груз опасный, то такую информацию тоже надо отметить. По новым правилам нужно указать еще объявленную стоимость груза и реквизиты бумаг, подтверждающих отправку.
Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)
Экспортно-импортные операции — весьма сложная сфера бизнеса. Кроме всего прочего, они сопровождаются рядом специфических документов. Один из них — накладная на международные перевозки CMR (ЦМР). Рассмотрим, в чем ее отличие от обычной ТТН и как правильно заполнять этот документ.
Можно сказать, что CMR — это товарно-транспортная накладная (ТТН) международного образца. Но «функционал» этого документа намного шире, чем у знакомой всем внутренней ТТН. ЦМР, в отличие от типовой ТТН, содержит не только сведения о поставщике, покупателе и грузе, но и множество другой дополнительной информации: сроки и особые условия поставки, информацию о таможенном оформлении и т.п.
На сегодня КДПГ (а значит и CMR) действует на территории более чем 50 государств, в т.ч. — практически во всех европейских странах. СССР подписал конвенцию в 1983 году, РФ в этом смысле является его правопреемником. Бывшие союзные республики СССР, став независимыми государствами, также присоединились к КДПГ в индивидуальном порядке.
- Груз пересекает государственную границу.
- Хотя бы один из участников сделки является резидентом страны, подписавшей КДПГ.
- Для перевозки используется автомобильный транспорт.
- За услуги по доставке предусмотрено вознаграждение.
Правила заполнения ТТН: как правильно заполнять товарно-транспортную накладную — порядок и инструкция оформления, образец подписей
- Сначала документу присваиваем № и указываем его (используя внутреннюю нумерацию, принятую на предприятии), проставляем дату.
- В строчку «грузоотправитель» пишем информацию о компании, отправляющей ТМЦ (с полным названием, геолокацией и работающим телефоном).
- По аналогии прописываем сведения об адресанте в пункте «грузополучатель».
- Там, где стоит слово «плательщик», надо вписать фирму, оплачивающую услуги по перевозке.
- Рядом со всеми сторонами сделки надо написать верные коды ОКПО.
Поскольку это учетный документ, то следует соблюдать нормы его оформления. Он в обязательном порядке будет задействован в бухучете, если удостоверяет реальный факт хозяйственной жизни предприятия. Нельзя недописать информацию в нужных ячейках, делать простые помарки поверх готового варианта, неточно представлять здесь информацию и пр. Исправления должны заверяться с простановкой даты их внесения. Ответственные лица расписываются и оставляют здесь свои Ф.И.О. Первичную документацию разрешено составлять на бумажном носителе или хранить в виде электронного экземпляра. Но поскольку здесь идет речь о сопроводительном документе, то он делается исключительно в бумажной версии. Его предстоит доставить по условленным адресам и собрать подписи.
Если предполагается несколько листов, то про дополнительные нужно обязательно упомянуть. Причем на последующих страницах дублируется кол-во ТМЦ и задействованных мест. Водитель тоже вносит сведения: километраж, затраты на поездку, штрафные меры за неверно оформленные документы, простой и пр. В конце бухгалтер перевозчика прописывает расчет.
Кроме унифицированного бланка, где наглядно видна структурированность, имеется специальная инструкция о порядке расчетов за перевозку от 83 года. Последняя редакция пришлась на 1997 год. Она точно описывает инструктаж заполнения в пошаговом режиме. Всего здесь предполагается 16 блоков-правил со своим количеством граф и абзацев на тему корректного документального оформления.
Значит, ему и достается роль заполняющего. Она в итоге достигнет всех адресатов, для чего делается сразу несколько экземпляров. Таковые передаются водителю-штатнику или сотруднику транспортной компании. С применением инструкции правильность заполнения ТТН гарантирована.
CMR страхование – это механизм компенсации владельцу товара потери, которая произошла по вине перевозчика. Основное предназначение страхового полиса данного типа – защита транспортной компании от финансовых потерь при повреждении или утрате груза. Обстоятельствами для наступления страхового случая могут быть: намокание, пожар, ДТП, кража, опрокидывание транспорта и другие форс-мажорные ситуации.
Федеральным законом Российской Федерации предусмотрен регламент транспортно-экспедиционной деятельности. Его соблюдение обязательно для всех участников внешнеэкономических процессов. Какие перевозочные документы нужно предоставить таможенным органам, в чем особенность их заполнения, расскажут специалисты компании «Калипсо».
При импорте товаров из Европы в РФ актуальна CMR – международная товарно-транспортная накладная. Документ фактически подтверждает, что транспортировка выполняется согласно КДПГ. В бланке предоставляется полная информация об участниках процесса и перевозимом товаре.
Таможенные брокеры компании «Калипсо» имеют огромный опыт в сфере международной торговли. Они не только помогут правильно оформить документы, но и при необходимости будут представлять ваши интересы перед таможенными органами. С нами вы можете быть уверены, что груз пройдет границу без задержек и финансовых потерь.
К оформлению CMR накладной привлекается минимум 3 стороны. Более распространены ситуации, когда в исполнении контракта задействованы другие перевозчики и участников становится больше. Все это является основными факторами, провоцирующими ошибки или неточности, которые в дальнейшем могут вылиться в финансовые потери. Именно поэтому заполнение CMR лучше доверить опытным специалистам.
Правила заполнения международной товарно-транспортной накладной (CMR)
В пункте 1 указываются реквизиты грузоотправителя (наименование, адрес, страна). Кроме этих данных перевозчик обязан записать номер телефона и фамилию контактного лица грузоотправителя на случай, если возникнут какие-либо вопросы в процессе перевозки (на таможне, у грузополучателя).
Например, согласованная с перевозчиком дата доставки груза. Перевозчик обязан знать, что в случае просрочки в доставке, если заявитель требования докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать провозных платежей.
Оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя, а так как страницы CMR-накладной изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах. Ни в коем случае нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя. В случае возникновения претензий грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR-накладной с чистым пунктом 18.
В Республике Белоруссия – Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20 февраля 2012 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 39, 8/25122)
-
- счет-фактура (invoice);
-
- отгрузочная спецификация;
-
- сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение;ветеринарный сертификат, если грузы имеют животное происхождение;
-
- карантинный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение;
-
- сертификат о происхождении (certificate of origin);
- акт загрузки.
Где ставятся печати в транспортной накладной 2021
Таким образом, организация-поставщик вправе включить в документ, оформляемый при отгрузке товара, любые дополнительные реквизиты, в том числе «оттиск печати». Однако у нее нет законных оснований требовать от своего контрагента заполнения данных реквизитов. Из вышесказанного следует, что законодательство РФ не содержит норм, обязывающих организацию-покупателя ставить оттиск печати на выставленный в ее адрес документ на отгрузку товара*(3). При приемке товара покупатель обязан только заверить рассматриваемый документ подписью соответствующего должностного лица.
После взвешивания товара указывается метод установления веса, тип используемых весов. Поставщик несет ответственность за все убытки, возникшие в результате несоблюдения нормативных положений, в частности Директивы Европейской конвенции о перевозке опасных грузов по автомобильным дорогам, действующей на момент транспортировки.
ОАО «Автотранс», после указания в ТТН данных, необходимых для расчета транспортных услуг (расстояние до грузополучателя, стоимость услуг, время под погрузку и разгрузку и т. д.), направляет заказчику транспортных услуг − ООО «Прогресс» — третий экземпляр ТТН и счет на оплату услуг перевозки.
Согласно п. п. 6, 7 ч. 2 ст. 9 закона от 06.12.2021 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 58 ГОСТ Р 7.0.8-2021, а также писем Минфина России от 08.12.2021 № 03-03-06/1/81951, от 13.04.2021 № 03-03-06/20808 факсимильные подписи в первичных документах не допускаются. Все сотрудники обязаны поставить свои подписи собственноручно, также указываются расшифровки подписи с фамилией, инициалами и должностью.
Товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т согласно Постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 и Методическим указаниям по бухгалтерскому учету МПЗ изначально являлась первичным документом для учета ТМЦ и расчета стоимости их перевозки автомобильным транспортом. Позже уже фирма, предоставляющая услуги транспортировки, на основе данных ТТН составляет акт о выполнении работ. Он прилагается к любой из двух ТНН вместе со счётом на оплату услуг и отправляется ответственной за это стороне сделки.
Зачем нужна товарно-транспортная накладная CMR, и как она оформляется
Важно учесть, что каждая единица автотранспорта подразумевает наличие одного бланка международной ТТН. Если груз является опасным, согласно международной классификации, соответствующую пометку следует обязательно сделать в документе CMR. Сопровождают эту метку описание характеристик груза, необходимые меры по безопасной транспортировке, загрузке и выгрузке.
- в общей сложности нужно минимум 3 оригинала этого документа;
- подписи на документе ставят отправитель и грузоперевозчик, а каждая из сторон получает по 1 экземпляру;
- ещё один экземпляр ТТН остаётся у перевозчика;
- один из трёх оригиналов обязательно должен входить в пакет сопроводительной документации при грузоперевозках;
- при заполнении накладной CMR всегда используется только шариковая ручка, если оформление осуществляется вручную;
- правилами разрешается использовать компьютеры и оргтехнику для заполнения, для этого нужно скачать образец и заполнить с помощью клавиатуры.
Помимо всего прочего, CMR включает в себя также обязательное страхование. Наиболее актуальным вариантом оформления страховки считается страхование автогражданской ответственности лиц и организаций, которые осуществляют международные грузоперевозки. Это необходимо для минимизации возможных рисков транспортной компании, что соответствует международным договорённостям. Согласно конвенции, именно грузоперевозчик в таких ситуациях выступает как материально ответственная сторона за товар. Ответственность начинается с момента погрузки и заканчивается после доставки к пункту назначения.
При осуществлении грузоперевозок по территории разных стран водителю обязательно требуется международная товарно-транспортная накладная (или просто ТТН), которая именуется как CMR. Всегда есть возможность изучить образец перед заполнением, чтобы понять, какая именно информация вносится в бланк. Такой документ необходим при грузоперевозках, если:
- Престижность и уровень доверия. Наличие у грузоперевозчика страховки повышает её статус в глазах потенциальных клиентов. Если компания идёт на такой шаг, то это подтверждает её добросовестность и жизнеспособность. У клиентов нет опасений, что компания фиктивная, и в любой момент может исчезнуть.
- Финансовые гарантии. Они просто необходимы, если груз похищают или теряют, а это происходит по вине самого перевозчика. Это полезно для самой транспортной компании, если уставной капитал организации в несколько раз меньше потенциальных убытков.
Перевозчик груза должен выполнить заполнение разделов 16-19, а также 23-25. В случае наличия вопросов или оговорок по техническому состоянию грузов или нарушениям в целостности упаковки, данные вносятся в раздел 18. В 23 пункте отмечаются реквизиты путевого листа, в рамках которого проводится перевозка грузов, фамилии водителей и перевозчика. Разделы накладной 19, 27, 28 и 29 нужно заполнять при наличии сведений о доступном тарифе, цене осуществления перевозки, исходя из тарифного расстояния и других параметров транспортировки. Получатель фиксирует данные в пункте 24.
Предпринимателям и компаниям, которые проводят заключение внешнеэкономических договоров, следует полностью соблюдать ключевые правила выполнения заполнения профильного перевозочного документа. Сведения о порядке подготовки накладной стандарта CMR описана в официальном письме ФТС России от 2012 года № 04-30/22006.
При заполнении пунктов 1 и 2 вносятся юридические данные о продавце и покупателе, а в данном случае – отправителе и получателе груза. В частях 3 и 4 отмечается точка забора товаров и конечный пункт доставки. Ответственные за отправку и получение стороны определяются на основании печатей в 22 и 24 разделах. В пятой главе выделяются сопроводительные документы, которые прилагаются к грузу. Обязательно отмечаются номера ТИРа, а также инвойсов, а также платформа инвойсов. ТИР должен быть только один, а количество инвойсов различается в зависимости от особенностей перевозки. Опционально применяются сертификаты, экспертные заключения, пакинги.
По структурным особенностям CMR является подтверждением заключения трехстороннего договора, который формируется между сторонами отправителя, перевозчика и получателя продукции на условиях принятой конвенции КДПГ. Дополнительно накладная выполняет функцию доказательства реализации и неисполнения принятых договоренностей. Поскольку CRM объединил в своей основе информацию из ряда других товарно-сопроводительных и транспортных документов, главным моментом становится совпадение всех представленных данных. При формировании накладной необходима обязательная сверка всей информации.
При работе с международной товарно-транспортной накладной CMR отправитель грузов должен заполнить разделы 1-15 и 22. Общие сведения о грузе помещаются в разделы 6-11, где отмечается также вид упаковки, код продукции в соответствии с принятой Товарной номенклатурой ВЭД ТС, объявленную стоимость всего имущества. В разделе 15 прописываются условия осуществления оплаты по данному контракту с учетом стандартов Международных правил толкования торговых терминалов.