Закон инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Что такое инклюзивное образование

  • Отсутствие достаточного финансирования.
  • Недостаточное количество и слабая подготовка педагогических кадров: от квалификации педагога, его способности создавать в классе доверительные, комфортные условия для всех учащихся, зависит успех программы.
  • Слабая материально-техническая база школ, недостаток необходимого оборудования, пособий, технических средств.
  • Плохое оснащение и неприспособленность условий для учеников-инвалидов: отсутствие лифтов, пандусов, перил, специальных средств для слабовидящих учащихся, необходимого медицинского оборудования.
  • Отсутствие в школьном штатном расписании педагогов, способных работать с особыми детьми: сурдопедагогов, логопедов, педиатров, психологов.

Многие люди в нашей стране до сих считают, что детям с ограниченными возможностями нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми. По их мнению, таким детям труднее осваивать школьную программу, они не смогут учиться на хорошие отметки, что будет сказываться на их самооценке.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде (инклюзивное образование-проблемы и пути решения)

Методы обучения детей с ОВЗ в ДО по ФГОС в этих группах отличаются. Вне зависимости от числа таких воспитанников (это могут быть два, три, четыре, пять, семь человек) педагог в работе с ними использует адаптированную образовательную программу, причём для каждого ребёнка свою. Одну программу допускается использовать только в том случае, если группу посещают дети с аналогичным видом нарушений.

Исходя из особенностей воспитанников, группы компенсирующей направленности могут иметь 10 направленностей — в зависимости от категории детей. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа, единственная адаптированная основная образовательная программа.

Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1:

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации»

Уже в 2008 году модель инклюзивного образования внедрялась в таких областях, как Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская и Самарская. В Москве на сегодняшний день уже открыто больше полутора тысяч общеобразовательных школ, где ведутся занятия в рамках инклюзивного образования.

Министерство образования и науки призывает к тому, чтобы все дети имели одинаковое право на обучение. Разработка соответствующего закона об инклюзивном образовании велась при участии как профессионального сообщества, так и представителей детей-инвалидов. Основной принцип этого закона таков: каждый человек имеет право на образование без дискриминаций. Положения законопроекта указывают на то, что для реализации данного постулата в каждом субъекте РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны создать все условия для получения образования детьми с разным состоянием здоровья.

Читать еще -->  Что положено за 3 ребенка в 2019 году

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями в России

Согласно второму варианту этой программы, этих учеников тоже можно учить в классах без ОВЗ. Сроки обучения пролонгированные – 5 и 6 лет. В связи с этим возникает некоторое противоречие: как можно реально обеспечить такое длительное обучение, если дети в начальной школе учатся всего 4 года?

Здоровым ученикам также полезно общение со своими «особенными» сверстниками. Так человек учится сочувствию, сопереживанию и понимаю другого. Ребята становятся общительнее, терпимее. Это сложно переоценить, особенно в обществе с крайне низким уровнем толерантности, характерным для современной России.

Реализация инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья»

В нашем учреждении было проведено анкетирование педагогов и родителей о совместном обучении здоровых детей и лиц с особыми нуждами. Результаты показали, что общество не совсем готово принять тот факт, что в детском коллективе могут присутствовать дети с ограниченными возможностями здоровья. Больше 50% опрошенных считают, что здоровые дети не должны взаимодействовать с детьми с особыми потребностями. По мнению 35% опрошенных – между такими детьми не может возникнуть близкая дружба. 25% — считают недопустимым совместное обучение в ДОУ и школе. 55% — против общения во дворе, на улице. 14% ответили, что вообще всяким образом будут препятствовать общению. И всего 9% высказали свое мнение о том, что совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ может стать возможным, если в ОУ будут созданы специальные условия: сокращение числа учащихся, увеличение числа педагогов и их профессиональной переподготовки, дополнительного финансирования, специальное оборудование.

Здесь следует напомнить, что подготовка педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения, – это прерогатива субъекта Российской Федерации. То есть орган государственной власти субъекта должен беспокоиться о подготовке данных педагогических работников, с одной стороны, и содействовать привлечению таких работников в организации, с другой стороны. В свою очередь, руководство ОУ обязано информировать Учредителя о потребности в обучении и переподготовке.

Правовые основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

В качестве успешного примера развития нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования можно привести Закон республики Карелия от 01.01.2001 г. , которым внесены изменения в региональный закон об образовании. Указанный закон дает определение детей-инвалидов со сложной структурой дефекта, гарантирует получение образования с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением вспомогательных технических средств и технологий, с использованием механизма индивидуальной программы реабилитации. Предусмотрена компенсация затрат родителей на проезд до места учебы и обратно ребенка-инвалида со сложной структурой нарушений.

Есть еще одна проблема, которая носит двойственный характер. В настоящее время в России дистанционному образованию, не предполагающему полноценное включение детей-инвалидов в учебный процесс, со стороны государства уделяется слишком большое внимание. Имеет место подмена понятий, когда вместо инклюзивного образования говорят о дистанционном образовании. Получение, допустим, детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата образования в основном через сеть Интернет приведет к еще большей их изоляции от остального общества.

Инклюзивное образование

24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, и тем самым, взяла на себя обязательства по выполнению ст. 24 «Образование», в которой говорится, что реализацию права на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают через «инклюзивное образование на всех уровнях». Сегодня на рассмотрение Государственной Думы Дмитрий Медведев вынес вопрос о ратификации Конвенции о правах инвалидов, где говорится о том, что инклюзивное образование в Российской Федерации должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие, как определение механизма финансирования и создания необходимых условий, определение принципов адаптации образовательной среды для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Читать еще -->  Посмотреть межевание земельного участка на карте

В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования — 2020», доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить 70 % к 2019 году, а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях — 70 % к 2020 году.

Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве

— Улучшение образовательных результатов детей с особыми потребностями путем предоставления им равных возможностей и полноправного участия в образовательном процессе, которое в будущем приведет их к независимому существованию и экономической самодостаточности.

Организационный аспект рассматривается нами как необходимость определить последовательность шагов по организации собственно инклюзивного пространства обучения, воспитания и жизни студентов в колледже, группе с точки зрения управления и организации процесса.

Детский сад №29 Шатурского муниципального района Московской области

  1. Общие положения
    • Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных учреждениях Шатурского муниципального района (далее – МБОУ) и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Шатурского муниципального района (далее – МДОУ), когда все дети, независимо от их физического и (или) психологического развития, включены в общую систему образования и имеют возможность получать общее образование по месту жительства в образовательных учреждениях (либо в максимально близко расположенных), которые создают условия для оказания необходимой специальной поддержки детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.
    • Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2019 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761), Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 15.05.2013 № 26.
    • В Положении используются следующие понятия:
  • Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающихся с ОВЗ на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
  • Задачи инклюзивного образования:
  • создание эффективной системы психолого-­педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в МБОУ (МДОУ) с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности;
  • освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.
Ссылка на основную публикацию