Помощь человеку с овз должна осуществляться для

Равный среди равных, Или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья 1677

Сейчас в англоязычной терминологии все больше в ходу понятие «challenged» (от англ. challenge — вы­зов). Такое понятие характеризует людей с ограни­ченными возможностями здоровья «как сталкиваю­щихся с вызовом» [2]. Ситуация, в которую попали мои друзья, — это вызов, дискриминация молодого человека как личности, обладающей способностями к самореализации. Те, кто оказывается перед возник­шей проблемой в самом начале своей жизни, как пра­вило, сильнее духом и более мотивированы к саморе­ализации при условии изначально правильного педа­гогического подхода к воспитанию и обучению в се­мье, детском саду, школе.

В настоящее время наиболее распространено пони­мание свободы личности как возможности выбора. Рассматривая свободу выбора личности в обществе, следует заметить, что «подлинно свободным общест­вом будет не то, у которого шире диапазон возможно­стей выбора, а то, в котором все граждане могут выби­рать из этого ничем более не ограничиваемого диапа­зона» [1].

Адаптация молодого поколения с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и возможности их решения

Возможность учиться и трудиться создает условия не только для самовыражения и самореализации инвалидов, но и способствует решению одновременно нескольких жизненно важных задач: социальной и профессиональной реабилитации, социально-бытовой адаптации, повышению уровня жизни семьи индивида. Активная деятельность помогает молодым инвалидам преодолеть осознание своей «ущербности» и считать себя полноценными членами общества. К сожалению, не все инвалиды с этим согласны, многие не хотят изменять стереотипы своего сознания, а предпочитают «молча страдать». Но и приобретя профессию, подавляющее большинство не могут трудоустроиться. Если это удается, то зачастую работают они не по своей профессии или на низкооплачиваемой должности. При этом только у 19% она соответствует полученному образованию.

В современных условиях клубы по месту жительства должны быть сориентированы на предоставление широкого комплекса услуг, учитывать особенности молодежной субкультуры; разрабатывать и апробировать инновационные программы и проекты, привлекать к своей деятельности общественные организации.

Тест по теме Инклюзивное образование

18. Выберите правильный ответ: Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдет условий: ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления. Выберите название условия:

13. Выберите правильный ответ: построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и в взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится взаимодополняемая система психолого-педагогического
сопровождения образования ребенка и его семьи, называется:

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это — индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

ОВЗ: расшифровка

Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов. Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде. Например, первичным дефектом будет нарушение слуха, а вторичным – наступившая немота. Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л. С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних. Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.

Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по данному варианту, имеют право на более пролонгированные сроки. К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ.

Личность с точки зрения гуманистической психологии

Гуманистическая психология рассматривает личность как уникальную целостную систему, открытую к самоактуализации, присущей только человеку. Основатель гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987 г.) в создании своей теории личности исходил из того, что каждый человек наделен способностью к личностному самосовершенствованию. При этом важным компонентом структуры личности, по К. Роджерсу, является «Я-концепция».

Насколько человек доволен жизнью, насколько он испытывает счастье от жизни, зависит от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» соотносятся между собой. Если реальный жизненный опыт противоречит «Я-концепции», которая сложилась, то возникает неконгруентность (несоответствие) между представлением о себе и актуальным опытом. Одновременно важнейшая характеристика психологически зрелой личности — ее открытость для опыта, гибкость, усовершенствование человеческого Я.

Глава 10

Компетенция (от лат. competere — добиваться, соответствовать, подходить). Профессионально компетентным считается такой труд, в котором на высоком уровне выполняются функциональные обязанности,^используются специальные и общекультурные знания и умения, наиболее полно раскрываются профессиональные способности и личностные качества, достигается высокий конечный результат.
Профессиональную компетентность иначе называют профессионализмом. Работа и качественная определенность профессионала не сводятся к тому, что иногда заметно стороннему наблюдателю. Зачастую не сведущему человеку трудно понять, почему профессионал в своей деятельности поступает так, а не иначе. Например, из каких побуждений врачи, де-фектологи и др. лучшее время отдают больным детям? Почему они стремятся к тому, чтобы эти дети были более счастливы? Отвечая на эти вопросы, воспользуемся репортажем корреспондента «Литературной газеты» по Новосибирской области И.А. Самаховой, которая, пытаясь понять, в чем секрет работы директора дошкольного центра социальной реабилитации А.И. Бороздина и его коллег в воспитании, казалось бы, безнадежных детей, пишет:
«Нужно быть ненормальной или безумно любящей матерью, чтобы в этом диагнозе-приговоре (речь идет о болезни Дауна) уловить проблеск надежды. Вдруг да вернется где-то странствующая душа в это искореженное тельце, не умеющее самостоятельно жевать и передвигаться, а все желания и эмоции выражающее в нечеловечески высоком крике.
Людям объясняют, что их ребенок неизлечим и не обучаем, а они вместо того, чтобы смириться, подумать о доме инвалидов, год за годом странствуют по врачам, умоляя о «чуде». И явилось это чудо в образе добродушного невысокого крепыша с гривой седых волос, скромного учителя музыки. Я свидетель, как на улице Новосибирского Академгородка встречные малыши с ходу бросаются ему на плечи с воплем: «Алексей Иванович!». А больные ученики, глядя на его лицо, впервые в жизни пытаются улыбнуться.
То, что придумал и создал Алексей Иванович Бороздин, можно назвать школой искусств для самых тяжелых детей-инвалидов. Здесь учатся петь, танцевать и рисовать те, кто по началу не мог говорить, ходить, отличить мячик от зайчика.
. Получается, что специалисты не добиваются подобных результатов потому, что находятся в плену профессиональных представлений о возможностях больного ребенка?
. Ну, а родители, самые любящие и заинтересованные люди, — почему они не могут самостоятельно развивать своих детей?
— Семьи тратят основные усилия на то, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью. В школу не матери приводят своих детей, а какие-то серые тени, на которых нельзя смотреть без содрогания. Здесь, среди своих, они постепенно отходят, снова превращаются в женщин, даже начинают улыбаться. Хотя бы ради этого стоит работать.
Бороздину и его коллегам задают вопрос: ради чего они несут свой добровольный крест, не сулящий им ни особых благ, ни почестей, ни удовлетворения? Ведь больные дети никогда не станут полноценными людьми.
— Говорят еще, что из нормальных детей мы могли бы воспитывать гениев, — вздыхает Бороздин. Но у здоровых детей всегда есть возможности для развития. А наши ученики вот уж точно без нас не обойдутся. Если ребенок был практически растением, а после занятий достигнет уровня пятилетнего и навсегда останется на нем, это много или мало? Думаю, не только родители, но и общество в целом может почувствовать разницу. Больных детей миллионы, а по прогнозам, к сожалению, их будет рождаться все больше и больше. И нам с ними жить».
Описанная ситуация свидетельствует о том, что профессиональная компетентность нечто большее, чем только знания. Благородные мотивы и побуждения заставляют человека работать самозабвенно. Иначе говоря, профессионал не только владеет специфическими тонкостями своей профессии, но он хочет, может и способен на большее.
Что же характерно для профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации?
Опираясь на исследования А.К. Марковой, изучавшей профессиональную компетентность учителя, и анализ специфических особенностей труда специалиста по социальной реабилитации, можно выделить пять компонентов (блоков), присущих профессиональной компетентности в социально-реабилитационной деятельности:
1) наличие опыта эффективной практической деятельности в области социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) профессиональные специальные и психологические знания, навыки и умения в области социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;
3) профессиональные психологические позиции, установки, психологическая компетентность;
4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями;
5) результаты труда, т. е. те изменения в психическом и личностном развитии детей, которые возникают под влиянием деятельности специалиста по реабилитации.
Названные компоненты являются не только психологическими предпосылками профессиональной компетентности, но и наработками, которые совершенствуются в ходе практической деятельности специалиста, занимающегося социальной реабилитацией.
Опыт профессиональной деятельности в области социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Нравственные личностные свойства, которыми должен обладать специалист по социальной реабилитации — основа для приобретения высоких профессиональных качеств. Но профессиональная зрелость и профессиональная компетентность, как показывает жизнь, возникают у специалиста любого профиля только на практике. Чтобы стать профессионалом, ему необходимо определенное время для социально-профессиональной адаптации, для «вхождения» в профессию и выработку соответствующего профессионального мировоззрения, осознания гражданских прав, обязанностей и социальной ответственности за свои действия в соответствующей должности. Период профессионального становления у каждого человека не одинаков, но он имеет место у каждого, кто начинает выполнять свои профессиональные обязанности.
Профессиональные знания, профессиональная эрудиция —
это совокупность сведений о специфике труда специалиста по социальной реабилитации и его взаимодействии с ребенком, отягощенным дефектом развития, о профессиональных особенностях личности самого специалиста, особенностях психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии, его возрастных особенностях и другие.
Профессиональные умения — это способы, технологии воздействия специалиста по социальной реабилитации на ребенка с учетом его первичных и вторичных нарушений в развитии, которые выполняются им на высоком уровне. Профессиональные умения образуют «техники» в его труде. Они составляют три большие группы, в число которых входят: умения, касающиеся постановки задач и организации ситуации; умения, относящиеся к применению специальных приемов воздействия на ребенка и умения анализировать свои действия.
Первая группа умений: умение увидеть в отношениях с ребенком проблему и оформить ее в виде социально-реабилитационной задачи; умение при формулировании задачи ориентироваться на ребенка как активного развивающего соучастника социально-реабилитационного процесса, имеющего собственные мотивы и цели; умение конкретизировать задачи в поэтапные и оперативные; принимать оптимальные решения в условиях неопределенности, гибко перестраивать цели и задачи с учетом изменяющихся условий и ситуаций; умение предвидеть близкие и далекие последствия принимаемых социально-реабилитационных воздействий.
Вторая группа умений: в эту группу включают три подгруппы умений.
Подгруппа «чему учить»: умение работать с содержанием учебного материала. Это осведомленность в новых концепциях социально-реабилитационной работы, умение выделять в них ключевые идеи и использовать на практике, осуществлять связи с другими специалистами.
Подгруппа «кого учить»: умение изучать с помощью психодиагностических средств состояние отдельных психических функций (памяти, внимания, мышления, речи и др.), личностных качеств и личности в целом, изучать реальные возможности развития для каждого конкретного ребенка, умение выявлять не только наличный уровень, но и зону ближайшего развития ребенка, предвидеть возможные и типичные затруднения; умение проектировать и формировать у детей отсутствующие уровни деятельности и личностные качества; умение расширять поле для самоорганизации детей, разрабатывая для них индивидуальные программы.
Подгруппа «как учить»: умение отбирать и применять различные методические приемы и технологии в работе с ребенком; учитывать затраты сил детей и своих собственных при решении конкретной задачи; применять дифференцированный и индивидуальный подходы; умение организовывать самостоятельную работу детей.
Третья группа умений: умение использовать психологические и специальные знания и осведомленность в науке и передовом опыте на практике; умение хронометрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда; умение соотносить возникающие трудности детей с недочетами в своей работе; умение видеть слабые и сильные стороны своего труда,’ оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт; умение строить планы совершенствования своей деятельности.
Профессиональные психологические позиции — это устойчивые системы отношений специалиста по социальной реабилитации к ребенку, к себе, к коллегам, определяющие его поведение. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией, с осознанием смысла своего труда.
Психологическая компетентность — это комплекс знаний и умений по психологии, необходимый для решения профессиональных задач в социально-реабилитационной деятельности. Знания по психологии призваны помочь специалисту по социальной реабилитации разобраться в сложных проблемах взаимоотношений с ребенком и найти необходимый выход из сложившейся ситуации, привести к пониманию интеграции знаний и методов из различных областей научного и практического знания с целью решения проблем подготовки ребенка к безболезненному вхождению в социальную среду. Психологическая компетентность специалиста по социальной реабилитации предполагает:
— знание закономерностей психического и личностного развития ребенка с учетом возрастных, индивидуальных различий и патологических изменений, умение адекватно оценивать состояние детей, их настроение, поведение;
— знание психологии взаимоотношений и взаимодействий ребенка в группе;
— умение адекватно эмоционально откликаться на психическое состояние ребенка и его поведение;
— умение выбирать по отношению к каждому ребенку такую форму социально-психологического и педагогического воздействия, которая бы отвечала его индивидуальным особенностям и потенциальным возможностям;
— обладание педагогическим тактом и умением следовать требованиям педагогической этики по отношению к ребенку, имеющему ограниченные возможности.
Психологическая компетентность в деле пропаганды и просвещения общества предполагает проявление способности формировать у населения положительное общественное мнение по отношению к детям, имеющим ограниченные возможности.
Психологические качества личности. К ним относят особенности познавательной (профессиональное мышление, наблюдательность, рефлексия, самооценивание) и мотивацион-ной (целеполагание, мотивационная направленность личности и др.) сфер личности.
Рассмотрим некоторые из них.
Профессиональное целеполагание — потребность специалиста по социальной реабилитации в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от обстоятельств и ситуации. Оно представляет собой целостную систему определяющих профессиональную деятельность ориентиров. Профессиональное целеполагание включает в себя общечеловеческие идеалы и тактические задачи развития личности ребенка с ограниченными возможностями, задачи гражданского становления и формирования индивидуальности.
Профессиональное мышление. В ходе практической социально-реабилитационной деятельности развертывается профессиональное мышление как процесс выявления внешне не заданных скрытых особенностей взаимодействия с ребенком.
Мышление человека — это продукт и способность его мозга с помощью мыслительных операций отражать и осмысливать реальную действительность, проникать в сущность законов развития природы, общества, самой интеллектуальной деятельности.
Профессиональное мышление специалиста по социальной реабилитации возникает в результате познания, осмысления объективно-субъективных воспитательных отношений, взаимодействий детей и взрослых, непосредственно влияющих на коррекцию, развитие и становление личности. Профессиональное мышление формируется как мыслительная способность, позволяющая осмысливать, анализировать, сравнивать социально-реабилитационные теории и концепции, совершать методические и технологические открытия, творчески и эффективно осуществлять процесс вхождения ребенка в социальную среду.
Особый интерес представляет практическое мышление. Оно необходимо для анализа конкретных ситуаций и внесения в их содержание тех или иных изменений.
Практическое мышление осуществляется обычно в условиях дефицита времени, имеет ограниченные возможности для проверки предположений. Разновидностью практического мышления специалиста по социальной реабилитации является диагностическое мышление, которое проявляется в анализе известных черт личности с учетом прогнозирования развития личности, и педагогическая интуиция.
Педагогическая интуиция — это быстрое, одномоментное принятие решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа. Если на последующих этапах можно обосновать это решение, то говорят об интуиции более высокого уровня, если же нет, то имеет место житейская, эмпирическая интуиция. Интуитивный способ мышления необходим, так как профессиональное чутье зачастую бывает точнее логических выкладок и рассуждений.
Важной чертой педагогического мышления является педагогическая импровизация — нахождение неожиданного решения и его мгновенное воплощение. Процесс профессиональной импровизации состоит из нескольких этапов — озарения, мгновенного осмысления идеи и моментального выбора пути ее реализации; публичного воплощения, осмысления, т. е. мгновенного анализа процесса воплощения идеи.
Кроме названных качеств специалисту по социальной реабилитации для становления профессиональной компетенции важны:
— наблюдательность, зоркость, профессиональный слух, понимание сущности ситуации, способность по внешним признакам понять переживания ребенка или подростка;
— оптимизм — подход к ребенку с верой в его потенциальные возможности, резервы его личности, в успех своего дела;
. — находчивость — умение легко перестраивать трудную ситуацию в простую, придать ей положительную эмоциональную окраску и позитивную направленность;
— рефлексия — обращенность сознания на самого себя, учет представлений подростков, родителей и коллег о своей деятельности.
Специалист по социальный реабилитации должен обладать также знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему выполнять следующие действия:
1. Оценивать социальную ситуацию развития, в которой оказался ребенок с ограниченными возможностями, определять ее положительные и негативные воздействия на его развитие и при необходимости оказывать помощь в выборе средств, форм или детских специализированных учреждений, необходимых для нормального развития такого ребенка.
2. Организовывать взаимодействие различных специалистов: врачей, дефектологов, педагогов-предметников и других с целью разработки и реализации единой стратегии и тактики использования реабилитационных технологий, общих требований и подходов в целенаправленном развитии личности ребенка.
3. Разрабатывать на основе исходной медицинской и психологической информации индивидуальные планы социальной реабилитации ребенка-инвалида с учетом специфических особенностей развития и последствий инвалидности и обеспечивать их выполнение.
4. Реализовывать на практике основные направления, подходы и технологии социальной реабилитации и прогнозировать последствия их применения, создавать оптимальные ситуации и условия для наиболее эффективного течения социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в зависимости от характера инвалидности и ее последствий.
5. Получать с помощью психодиагностических и других средств обратную информацию о результатах социально-реабилитационных воздействий на психическое и личностное развитие ребенка и использовать данную информацию для выбора адекватных решений.
6. Выполнять профилактические функции. В этих целях формировать у детей общую, педагогическую и психологическую культуру, желание применять санитарно-гигиенические знания, знания по психологии и педагогике в интересах собственного развития с учетом каждого возрастного этапа.
Показателем профессиональной компетентности труда специалиста по социальной реабилитации являются зримые сдвиги в психическом и личностном развитии ребенка. Взрослея, такой ребенок должен постепенно приобретать способность управлять своими желаниями, ставить цели, направленные на преобразование самого себя.
Но результативные показатели не равноценны: среди них более важными являются обучаемость (способность к самообучению) и воспитуемость (способность к саморазвитию), то есть основанием для оценки являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду. Рассмотренные составляющие профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации могут стать своеобразной программой его профессионального самосовершенствования, роста компетентности и личностного роста.

Читать еще -->  Удостоверение Вдовам Чернобыльца Гражданина Ссср

1. Назовите основные требования, предъявляемые к специалисту по социальной реабилитации, необходимые для эффективного взаимодействия с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.
2. Почему специалист по социальной реабилитации должен выполнять функции родителя, педагога, психолога, психотерапевта?
3. Какими личностными качествами должен обладать специалист по социальной реабилитации?
4. Раскройте содержание основных качеств профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации.
5. В чем проявляются специфические особенности взаимодействия специалиста по социальной реабилитации с детьми, имеющими отклонения в развитии?
6. На основании каких моральных норм должны основываться взаимоотношения специалиста по социальной реабилитации с детьми?
7. Что такое мораль? Раскройте содержание нравственного сознания, нравственной деятельности и нравственных отношений специалиста по социальной реабилитации.
8. Раскройте сущность понятия «педагогический такт», в том числе по отношению к профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации.

Этические основы специальной педагогики

Чрезвычайно важно следование установлениям социального этикета и неукоснительное их соблюдение. Неотъемлемой их час­тью является этически корректное пользование терминами и ка­тегориями медицины и специальной педагогики. Профессиональ­ная этика не позволяет дефектологу употреблять в общении с ро­дителями детей, в различных социальных сферах и инстанциях диагнозную, маркирующую лексику, принижающую человеческое достоинство людей с ограниченными возможностями и их близ­ких, будь то даже медицинская терминология. Такт, деликатность

Для общения с людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата также имеются свои правила этикета, соблюдение кото­рых позволит окружающим их людям общаться с ними, не под­черкивая их затруднений и не унижая их. Например, обязательно с недует помнить, что для человека с ограничением подвижности ею коляска является неприкосновенным пространством, как бы частью его тела, поэтому нельзя без его разрешения произволь­но, по собственному желанию перемещать ее (это было бы равно­сильно тому, что вы толкнули бы человека), нельзя опираться на нее, похлопывать сидящего в ней человека по спине или по пле­чу, разговаривать с ним как бы «свысока», т.е. не расположив­шись таким образом, чтобы ваши глаза были на уровне его глаз, и т.д.

Читать еще -->  Образец кассационной жалобы в арбитражный суд образец

Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья

Органы государственной власти регионального уровня предпринимают шаги для того, чтобы расширялись успешные практики образования лиц с ОВЗ. Например, Закон города Москвы № 16 от 28.04.2010 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» закрепляет ответственность органов государственной власти города Москвы за создание в государственных образовательных учреждениях условий для общего и профессионального образования лиц с ОВЗ. В Статье 10 данного законодательного акта прямо указывается, что «государственные образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляют психолого-медико-педагогическую коррекцию ограничений возможностей обучающихся, направленную на восстановление или компенсацию нарушенных функций».

Социально-экономическая реабилитация — это комплекс мероприятий, включающий в себя: обеспечение молодого человека с ОВЗ необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы или работы, поддержание уверенности в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение его и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т. п.

Человек для самого себя

Книга Эриха Фромма «Человек для самого себя» фундаментальна. Фундаментальна она не только в смысле основополагания. Она переворачивает жизнь. Не только взгляд на человечество, гуманистичность, природу деструктивности, но и радость от того, что человек может стать человеком – вот что положено в основу. Интересна позиция философа относительно авторитарной личности и авторитарного лидерства – перепетии этой дихотомии созвучно с такими двойками как «анархизм» и «коммунизм», «тоталитаризм» и «свобода», «индустриальность» и «естественность». Фромм объясняет многое, и еще больше возникает вопросов.

В этой книге Фромм объясняет основные постулаты своего революционного «гуманистического психоанализа», преодолевает рамки «биологичности» и «мифологичности» фрейдизма и с успехом соединяет несомненные достижения классического психоанализа с социологическими теориями в стремлении гармонизировать не только человеческую личность, но и человеческое общество в целом.

Ссылка на основную публикацию