Отношение государства к детям с ограниченными возможностями здоровья

Отношение государства к детям с ограниченными возможностями здоровья

Одним из важнейших социально-психологических факторов интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества, по нашему мнению, является отношение здоровых людей к инвалидам. Отношение социума к лицам с ограниченными возможностями здоровья противоречиво. Это обусловлено тем, что в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья. Большинство не только российских граждан, но и государственных структур не считают таких людей полноценными членами общества, чаще делая акцент на отличиях, чем на интеграции равных прав и возможностей. Необходимо усилия общества и государства направлять на создание условий для полноценной, максимально независимой жизни людей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, но чаще органы государственной власти ориентируют общество на создание изолированной среды обитания для таких людей. Широко распространенная неготовность воспринимать людей с ограниченными возможностями здоровья в качестве равных членов общества вызывает беспокойство.

При ответе на вопрос «Как вы думаете, есть ли возможности в городе Шуя для трудоустройства лиц с ОВЗ и приобретение ими профессии?» 58% респондентов отмечают, что затруднения найти хорошую работу состоят в следующем: нежелание работодателей принимать на работу инвалидов; негативные социальные стереотипы в отношении таких граждан; необорудованные специальные рабочие места; нетрудоспособность людей с ОВЗ.

ТЕМА 6

Выявление причин, осложняющих обучение, и оказание диагностико-консультативной помощи родителям и педагогам призваны осуществлять специалисты постоянно действующих межведомственных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), функционирование которых регламентировано соответствующим Постановлением правительства РФ (1233 от 8.12.90 г.). Типовое положение о ПМПК утверждено коллегией Министерства образования РФ от 12.4.95 г.

Кроме того, родители получают право присутствовать при работе психолого-медико-педагогической комиссии, не соглашаться с диагнозом и обжаловать решение ПМПК в суде. При этом назначается независимая экспертиза, и родители ребенка с ограниченными возможностями имеют право выбора экспертов. Рассмотрен вопрос доставки детей в учреждение за счет государства (например, на автобусе). Родители имеют право внеконкурсного поступления в высшее учебное заведение на специальность, соответствующую профилю заболевания их ребенка. При поступлении ребенка с ограниченными возможностями в высшее учебное заведение на специальность, «близкую» его нарушению (диагнозу) конкурс для него отменяется.

Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».

Ст. 18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

Читать еще -->  Может ли ребенок лишить родительских прав отца

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Дети с проблемами развития — группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии. Эволюция понятия: «дефективные» > «аномальные» > «с отклонениями в развитии» > «с особыми образовательными… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

Лицо с ограниченными возможностями здоровья — К лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно двигательного аппарата и другие, в том числе дети инвалиды … Официальная терминология

Отношение государства к детям с ограниченными возможностями здоровья

Что же касается конкретных дефектов, то, по данным Л. Пожар, наименее приемлемыми в обществе считается ум­ственная отсталость, далее в имеющейся литературе указыва­ется слепота, на третьем месте — глухота, на четвертом — на­рушения опорно-двигательного аппарата, на пятом — речевые нарушения.

Негативное отношение общества к детям и подросткам с физическими дефектами, а также повышенные дозы жало­сти и внимания создают для них не только жизненные неудоб­ства, но и отрицательно сказываются на формировании личности. Их развитие неразрывно связано с потребностью самоутверждения в соответствующей социальной среде. К со­жалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется.

Статья на тему: Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников

Существенной причиной отрицательного отношения детей к совместному обучению является вынужденная интеграция без достаточной подготовки как интегрируемой, так и принимающей стороны. Поэтому, интеграция должна начинаться в специальном классе. Здесь ученик с ограниченными возможностями здоровья постепенно начинает осуществлять контакт с обычными детьми в учебной и внеучебной деятельности. И затем интеграция должна распространяться на обычный класс, где ребенок с нарушением развития, в конце концов, будет находиться все время вместе с обычными учениками. Учитель принимающего класса, кроме того, нуждается в опыте профессиональной коррекционной работы для выбора оптимальной программы обучения ребенка с отклонениями.

Учителя обычных школ проявляют негативное отношение к детям с психическими отклонениями в большей степени, чем специалисты — врачи, психологи, специальные педагоги, социальные работники и др. Все это свидетельствует о необходимости, во-первых, медико-психологического, социально-психологического и психолого-педагогического просвещения всего населения. Во-вторых, необходимо проведение специального обучения родителей, здоровых школьников и педагогического персонала обычных школ, направленного на изменение у всех участников учебно-воспитательного процесса массовых школ отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии2.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.

Читать еще -->  Субсидии на оплату детского сада 2019 иркутск

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в деятельности классного руководителя

Для развития у учащихся готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми,понимания ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения,формирование толерантного отношения к себе и другим, целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения и воспитания:

С другой стороны главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности [2].

Кто относится к категории граждан — Дети с ограниченными возможностями здоровья

В ходе проведения экспертизы ведется протокол, в котором фиксируются не только медицинские данные малыша, но и мнение специалистов. При этом руководитель бюро помимо уже участвующих в обследовании врачей может привлечь и другого медика соответствующего профиля, кстати, таким же правом обладают и родители ребенка, конечно, при согласии главы комиссии.

Как правило, МСЭК проводится по месту жительства ребенка в территориальном бюро, однако, если комиссия изначально не может прийти к окончательному мнению в виду специфики заболевания ребенка, маме малыша выдается направление в федеральное бюро. Кстати, если состояние малыша не позволяет подвергнуть его транспортировке к медицинскому центру, комиссия диагностику может провести и на дому, конечно, на основании заявления родителей.

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это — индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Ссылка на основную публикацию