Миграция В Столицу Статистика

Численность и миграция населения Российской Федерации

Настоящий бюллетень подготовлен по материалам годовых статистических разработок и содержит сведения о численности населения, общих итогах миграции населения по Российской Федерации, ее субъектам, районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, районам проживания коренных малочисленных народов Севера, зонам радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о вынужденных переселенцах и беженцах, а также данные о численности участников Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В 2014 году прибыло 590824 человека, а в 2019 565585. Показатели выбытия составили 310496 и 440831 соответственно. Последние данные говорят о том, что наша страна перестала интересовать некоторых иностранцев, как место работы. А это свидетельствует о кризисных проявлениях в нашей экономике.

Слова миграция и мигранты за последние несколько лет очень часто употребляются как во всевозможных средствах массовой информации, так и при частных беседах рядовых людей. Однако, далеко не все знают научное значение этого термина и могут отличить разные виды миграции.

  • Мексика — США с 13 миллионами мигрировавших людей за 01.01.2019-01.08.2019.
  • Россия — Украина (3,5 миллиона переместившихся за аналогичный промежуток времени).
  • Украина — Россия (показатель — 2,9 миллиона человек).
  • Казахстан — Россия (цифра — 2,5 миллиона человек за тот же временной отрезок).

По данным экспертов число международных мигрантов на 2019 год 214 миллионов человек. Было высказано мнение, что к 2050 году оно составит 405 миллионов людей. Но этот прогноз был сделан до событий «арабской весны», Гражданских войн в Сирии и на Украине. Так что увеличившиеся во время этих событий миграционные потоки остались вне поля зрения составителей этого прогноза. Однако, какова ситуация для Российской Федерации?

Наибольшие показатели по выбытию в государства ближнего зарубежья продемонстрировала Украина — 122954 человека в 2018 году. Затем с большим отрывом идут Казахстан — 45625 человек и Таджикистан — 36901 человек. Среди стран дальнего зарубежья лидирующие позиции по выезду из РФ удерживали Китай (7544), Северная Корея (6038), Индия (5217) и Германия (5209).

С учетом ограничений на реализацию мероприятий по контролю в сфере миграции усилия МВД России были направлены на профилактическую и разъяснительную работу. Реализован широкий круг упредительных мер, направленных на урегулирование правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, на усиление миграционного контроля, а также на профилактику правонарушений.

За 12 месяцев 2020 года в МВД России поступило 2,8 тыс. ходатайств
о реадмиссии, из которых половина удовлетворена (1,4 тыс.). Около 40 % ходатайств возвращено без рассмотрения по причине несоответствия требованиям международных договоров о реадмиссии. Количество организованных МВД России в 2020 году встреч реадмиссируемых лиц по сравнению с АППГ снизилось на 75 % и составило 372.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации были введены существенные ограничения на осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере миграции. Так, в целях недопущения ухудшения экономической ситуации в России действовал мораторий на проведение проверок в отношении юридических лиц.

Так, в июле 2020 года в ряде субъектов Российской Федерации представителями трудовых мигрантов проведены несанкционированные публичные протестные мероприятия, в том числе сопровождающиеся противоправными действиями в отношении представителей строительных организаций и их имущества, а также массовые беспорядки. В целях решения этих вопросов в Указ были внесены изменения, позволяющие в отношении иностранных граждан, нарушающих законодательство Российской Федерации, принимать решения об административном выдворении. Данная мера принималась в отношении иностранных граждан, совершивших правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

С начала проведения карантинных мероприятий (с мая 2020 года по состоянию на 10 февраля 2021 года) на родину вернулись 6339 иностранных граждан, в том числе граждан Республики Узбекистан – 2783, Республики Таджикистан – 2024, Республики Молдова – 234, Азербайджанской Республики – 414, Республики Армения – 250.

Самые быстрые темпы роста населения зафиксированы в Экваториальной Гвинее — на 123.7% (в 2000 году население составляло 606 тыс. чел., а в 2019 году уже 1355 тыс. чел.) и в Нигере — на 105.7% (c 11.3 млн. чел. до 23.3 млн. чел.). Ни в одной стране на континенте не отмечено снижения населения за выбранный период.

Также хотелось бы выделить страны, в которых столица — лишь один из крупнейших городов, причем не самый большой. Обычно, такие государства развивались без единого центра, и объединились относительно недавно. Следствием стало наличие нескольких крупных центров. Но власти решили не искать между ними компромиссного варианта (как во второй группе) и просто оставили столицу в одном городе.

Примерами можно считать Китай или Вьетнам. В этих странах разница между столицей (Пекином и Ханоем) и крупнейшим городом (Шанхаем и Хошимином) совсем небольшая. Крупнейшие центры развиваются и дополняют друг друга, но один из них ещё выполняет столичные функции.

2. Мексика — 11.796 млн. чел. Рядом с Мексикой находится гораздо более развитое государство — США, куда мексиканцам не очень сложно попасть. Поэтому мексиканцы массово выезжают в США на ПМЖ, более 97% всей эмиграции Мексики приходится на Соединенные Штаты.

Порог бедности в Соединенных Штатах вычисляется на основе множества различных индикаторов и отличается в зависимости от величины домохозяйства, а также возраста его членов. Например, по данным Бюро переписи населения США в 2019 году для одного человека он составлял 13011 долл. США, а для семьи из трех человек (с одним ребенком) этот порог был равен 20578 долл. США. Около 12.3% жителей страны считались бедными на 2019 год. По штатам наибольший уровень бедности отмечался в Миссисипи — 19.5%, а наименьший в Нью-Гемпшире — 7.5%.

Но это «средние температуры по больницам». Если считать по медиане (наиболее часто встречающиеся показатели), то во многих регионах зарплата 36 тысяч считается «очень даже ничего». А уж о почти 70 тысячах рублей в месяц, как, по статистике, в столице, на местах и не мечтают. Вот почему молодежь из небольших городов, едва получив диплом о высшем образовании на своей малой родине, собирает рюкзачки и «гуглит» столичный рынок труда.

В результате по валовому региональному продукту (ВРП) на душу населения богатейший (Сахалинская обл.) и беднейший (Ингушетия) регионы России различаются в 17 раз. По региональному уровню бедности (доля населения региона, живущего за чертой бедности) разброс тоже большой: от менее 10% бедных в Татарстане, Москве и Петербурге до почти 40% в Туве, Ингушетии и Калмыкии.

Начнем с истории. Следует признать, что и в царской России, и в СССР, и в РФ всегда был отток талантливых жителей в большие города. Под ними понимались отнюдь не все мегаполисы с населением свыше миллиона человек. Большими городами считались Москва и Ленинград.

б) методом проб и ошибок найти какую-нибудь вакансию в столице. Не просто место в конторе, но должность, под которую дадут жилье. Оно, собственно, и было главным фактором преткновения. Система прописки не давала возможности менять жилье, кроме разве что родственных обменов. Многие, кто вербовался «на севера», чтобы не потерять прописку в столице, должны были выбить бронь;

Времена меняются, и мы меняемся вслед за ними. Сегодня двигателем внутренней миграции стала диспропорция уровня жизни и доходов населения в разных регионах. Судите сами: средняя по стране месячная зарплата в 2017 — 2018 гг. составила 36 тыс. рублей. Среднестатистический петербуржец в мае 2018-го получал 57,2 тыс. рублей; москвич — 67,9 тыс. руб.

Миграция В Столицу Статистика

В январе-июле 2020 года возобновился рост числа выехавших из России в связи со сменой места жительства (пребывания). За январь-март оно увеличилось на 20% по сравнению с тем же периодом 2019 года, за первое полугодие – на 18% (223,7 тысячи человек против 189,6 тысячи человек за январь-июнь 2019 года).

Автоматическое снятие с регистрационного учета по окончании срока пребывания (возвращение к месту жительства после временного пребывания на другой территории) первоначально привело к незначительной миграционной убыли (-4 тысячи человек в 2011 году). Однако уже в 2012 году она достигла существенной величины (-97 тысячи человек) и продолжала возрастать в последующие годы (кроме 2016 и 2019 годов) — до 424 тысячи человек в 2018 году.

В январе-июне 2020 года сальдо миграционного обмена России с другими странами сократилось в 2,7 раза по сравнению с тем же периодом 2019 года, составив 48,9 против 134,1 тысячи человек, или 6,7 против 18,4 на 10 тысяч человек постоянного населения в пересчете на год. Более низкие значения коэффициента миграционного прироста в период после 1990 года отмечались только в 2001-2004 годах по данным текущего учета миграции (МП (нетто) на рис. 1), но в дальнейшем они были существенно повышены в результате корректировки по итогам переписей населения.

Читать еще -->  Чернобольская Зона В Г Данкове

Миграционный прирост населения России также в большей мере формируется за счет мигрантов, учитываемых по месту пребывания: в 2011 году — на две трети (217 тысяч человек, или 68%), в 2012 году – почти полностью (290 тысяч человек, или 98%). В 2013-2019 годах он заметно — в 1,6 – 3,3 раза — превышал общий миграционный прирост (рис. 4).

В результате опережающего роста учтенных прибытий миграционный прирост (иначе говоря, чистая или нетто-миграция) населения России за 2011 год после расширения критериев миграции со сменой постоянного места жительства (пребывания) составил почти 320 тысяч человек, что вдвое превышает значение показателя за 2010 год. В 2012 году из-за более быстрого роста числа выбытий величина миграционного прироста сократилась на 7,8%, а в 2013 году оставалась практически на том же уровне, что и в 2012 году, увеличившись на 0,3% (296 тысяч человек).

  • Массовый отток населения из относительно слаборазвитых регионов ведет к дальнейшему обострению в них социально-экономических проблем и расширению депрессивных территорий.
  • В результате примерно половина населения России оказалась в регионах, столкнувшихся с проблемами хронического упадка экономики и деградации социально-экономической инфраструктуры, и острыми угрозами для будущего развития.
  • Куда едут мигранты

Депопуляция деревень ведет к обвальному сокращению объектов экономической и социальной инфраструктуры — образовательной, медицинской, транспортной, телекоммуникационной, досуговой. Например, в 2000-2015 гг. число школ в сельской местности сократилось с более 45 до менее 26 тысяч, а число больничных учреждений — с 5,4 до 1,1 тысячи.

В нормальной ситуации, в принципе, в оттоке специалистов нет ничего страшного, поскольку чем больше россиян занимает в других странах высокие должности, тем больше пользы они приносят «родной» экономике. Кто-то набирается опыта, и затем передает его коллегам после возвращения домой, кто-то способствует сотрудничеству иностранных компаний с российскими предприятиями.

В результате этого уволенные россияне либо ищут другое место работы, либо же возвращаются назад в Россию. Это направление миграции населения России, как бы это парадоксально ни звучало, несколько улучшает миграционную статистику, однако экономическая конъюнктура страны при этом практически не изменяется.

Статистика трудовой миграции в мире демонстрирует изменение самой структуры – если раньше в поисках лучшей жизни родину оставляли простые люди, не имеющие квалификации, то сегодня в другие страны отбывают высококлассные специалисты, ученые. Глобальный процесс переселения, как отмечает статистика миграции в России, охватил и нашу страну.

Речь идет о том, что некоторое время назад руководство РФ «дало послабления по патентам (документам, дающим мигрантам право работать в стране, — „Росбалт“). После этого они могли не оформлять патент и работать в любом регионе России и приехать в ту же Москву. Поэтому и создается впечатление, что в столице их много», — пояснила она.

В частности, Ганнушкина привела в пример случай, когда на границе Российской Федерации и Казахстана скопилось несколько тысяч трудовых мигрантов из Узбекистана, потерявших работу в России, которых не пускало через свою территорию казахстанское правительство. В итоге, по ее словам, ситуацию удалось разрешить после того, как Узбекистан послал на российско-казахстанскую границу автобусы, которые и вывезли этих людей домой.

Помимо массированной убыли населения в России параллельно наблюдается еще одно демографическое явление. Если раньше сокращение численности жителей страны в значительной степени компенсировалось миграционным приростом (главным образом за счет граждан СНГ), то теперь, как показывает статистика, и этот источник, смягчавший последствия депопуляции в стране, иссякает.

Согласно последним данным Росстата, за первые пять месяцев 2020 года численность граждан России сократилась более чем на 221 тысячу человек. Как говорилось в недавней публикации на «Росбалте», если экстраполировать эти данные, то по итогам года убыль населения вернется на уровень «лихих девяностых» — не менее полумиллиона человек в год.

Между тем эксперты уже давно предупреждали, что миграция из стран СНГ как источник дешевой рабочей силы и просто «человеческого материала» подходит к своему пределу. Еще до проблем с коронавирусом, например, в 2018 году, она достигла самых низких показателей за много лет. Однако в 2020 году этот антирекорд вероятнее всего тоже будет побит. Миграционный прирост за январь — май составил в России менее 39 тысяч человек. Для сравнения, за первые пять месяцев 2019 этот показатель был на уровне около 102 тысяч человек. То есть за год он уменьшился в 2,6 раза.

2 декабря Совет Федерации одобрил закон о едином подходе к проведению комплексного экзамена по русскому языку и истории РФ для мигрантов. Согласно документу, проведение комплексного экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ для иностранцев, а также выдача сертификатов о сданных экзаменах будут осуществляться образовательными организациями. Также вводятся требования к уровню владения русским языком как иностранным, знаниям истории России и основам законодательства РФ в зависимости от цели пребывания иностранного гражданина (трудовая деятельность, временное или постоянное проживание).

«Это связано с пандемией, учитывая все те ограничительные меры, которые были введены. Весной был введён режим самоизоляции, большинство организаций не работали в соответствии с указом президента, в том числе и те, где трудились мигранты. Многим пришлось уехать на родину — обратно въезд закрыт. Именно поэтому сегодня власти подчёркивают недостаток рабочих рук, особенно в строительной сфере и сфере ЖКХ», — заявил собеседник RT.

Ранее Министерство строительства и ЖКХ направило на рассмотрение в правительство предложения по упрощению въезда в Россию трудовых мигрантов для работы на стройках. По состоянию на 1 декабря в 50 регионах страны отмечается нехватка мигрантов на стройплощадках. Ещё в октябре мэр Москвы Сергей Собянин сообщал о снижении на 40% числа мигрантов в российской столице и дефиците работников сферы ЖКХ.

Также стало известно, что количество фактов постановки на миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства за период с января по ноябрь 2020 года составило 8 983 944. В прошлом году этот показатель был выше в два раза — 17 948 670. Это следует из сводки основных показателей деятельности по миграционной ситуации в РФ.

«У нас основная трудовая миграция в весенний период, в летний период. Границы закрыты, люди не приехали — вот цифры упали. Всё по цепочке зависит от эпидемиологической ситуации, когда пойдёт на спад эта волна и будет принято решение правительством возобновить транспортное сообщение с теми странами, с которыми оно ещё не восстановлено, тогда начнётся постепенный тренд на восстановление», — констатировала эксперт в беседе с RT.

Миграция населения в России: статистика за 2020 год

Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.

  • экономические (когда человек стремиться улучшить свое благосостояние);
  • семейно-бытовые (переезд к родителям, детям, супругу (супруге));
  • политические (стремление избежать политических преследований);
  • этнические (возвращение на историческую родину);
  • военные (когда территория проживания людей становится зоной военных действий).
  • добровольная (когда человек самостоятельно решает переехать);
  • вынужденная (беженцы, которые покидают территорию под воздействием чрезвычайных ситуаций (войны, преследования, стихийные бедствия);
  • принудительная (граждане уезжают не по своей воле).

Территориальное перемещение людей, которое происходит по разным причинам, влияет на экономику, политику, демографическую ситуацию любого государства, в том числе и РФ. В отдельные исторические периоды миграция населения в России и ее регионах протекала по-разному: менялись направление, масштабы, структура. В свою очередь, эпидемия коронавируса внесла свои коррективы.

Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики , на 1 января 2021 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек. В прошлом году количество жителей сократилось на 316 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны в связи с эпидемией COVID-19.

Павел, что касается процентов, то действительно, мы пересчитывали на общее население страны. Если говорить о трудоспособном населении, то оно составляет примерно 2/3 от общего числа граждан — около 100 млн человек. Если же говорить именно об экономически активном населении, то его еще меньше — Росстат насчитывает порядка 70 млн человек. Но нам в данном контексте было интересно понятно. как меняется именно население региона из-за трудовой миграции.

По мнению читателей, главный плюс столицы — высокий доход по сравнению с провинцией. Но, по данным Росстата, только пятая часть трудовых мигрантов — россиян отправляется работать в столицу. В этой статье расскажем, в какие регионы переезжают россияне и почему они срываются с насиженных мест.

Читать еще -->  Сколько платят донору за сдачу крови в 2019

Еще с работой тяжело в Чувашии — на заработки уезжают 13,6% работников; Калмыкии — 12,8%; Марий Эл — 11,7%; Еврейской автономной области — 11,4%; Мордовии — 11%. Но число трудовых мигрантах здесь впечатляет, даже если говорить не только об экономически активном, а обо всем населении региона.

Выбирая место для переезда, абитуриенты смотрят не только на то, есть ли в городе крупный вуз, но и на экономическую ситуацию в регионе: чтобы потом можно было остаться и найти здесь же хорошую работу. Кроме того, ученые делают вывод, что поступление в вуз — это удачный повод получить первый опыт миграции в молодом возрасте с наименьшими издержками.

Объемы внутрироссийской трудовой миграции растут: в 2011 году на заработки в другие регионы переехали 1,9 млн россиян, а в 2018 — больше 3 млн, это 2% населения страны. По мировым меркам это не так уж и много: в маленькой островной Японии этот показатель равен 1,8%, в еще меньшей по площади Новой Зеландии — 5,7%. А в США каждый год переезжают из одного места в другое 40 млн человек — 14% населения.

Москва. 6 ноября. INTERFAX.RU — Число работающих в России трудовых мигрантов сократилось практически на четверть по сравнению с сентябрем прошлого года и составило около 1,8 млн человек, сообщает в пятницу газета «Известия» со ссылкой на статистическую отчетность министерства внутренних дел РФ.

В министерстве труда и социальной защиты РФ, которое распределяет квоты на привлечение работающих в России на основании визы иностранцев, газете пояснили, что большую часть иностранных работников составляют граждане без виз. Их учет и трудовую деятельность регулирует МВД, это преимущественно граждане СНГ и ЕАЭС.

Были приняты новые законы, кардинальным образом изменившие подход к регулированию миграции [41]. В законе «О миграционном учете» среди основных принципов, на которых он базируется, названы «свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также «защита государством» указанного права иностранных граждан (статья 4.3). Впервые законодательство нацелено на регулирование миграции и предотвращение ее незаконной формы не путем жестких ограничений, а, напротив, посредством расширения легитимного пространства благодаря простым процедурам регистрации и трудоустройства.

Если принять во внимание данные переписи 2002 года, масштабы ежегодного миграционного прироста столицы впечатляют, а начиная с 1999 года они сопоставимы с миграционным приростом всей страны (рис. 7). Москва быстро воспрянула после шока, вызванного распадом Советского Союза. В преддверии коллапса прежней страны и в первые два года после этого статистика фиксировала даже убыль населения города. Чрезвычайное для Москвы событие, однако приходится сомневаться в его реальности. В Москву, как и в другие регионы России, в это время хлынул поток репатриантов, беженцев, а также мелких торговцев из бывших союзных республик, подавляющее большинство которых не могли получить в Москве прописку и, следовательно, попасть в учет.

Устойчивый миграционный ареал Москвы исторически включал в основном губернии Центральной России. Так, совокупный удельный вес уроженцев губерний, прилегавших к Москве (Московской, Рязанской, Тульской, Владимирской, Ярославской, Смоленской, Тверской и Калужской), в общей численности мигрантов составил в 1882 году 48,6%, в 1926 году — 47,7% [19]. Со временем география миграции в Москву расширилась, но ближнее окружение столицы по-прежнему формирует наиболее значительный контингент мигрантов. В 2002 году доля уроженцев этих областей составила 33,1% всех «неместных» уроженцев, проживающих в Москве; еще 6% дали другие области Центрального федерального округа, не являющиеся соседями столичного региона.

По данным социологических опросов, 67% москвичей считают, что в сфере межэтнических отношений существует напряженность. В то же время на вопрос «Сталкивались ли вы лично с проявлениями ксенофобии?» положительно ответили только 12–14% [28]. По мнению В.Х. Бакова, начальника управления Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы, количество москвичей, разделяющих ксенофобские взгляды, падает, но характер преступлений, совершаемых на национальной почве, ужесточается.

Самый серьезный из них проистекает из того, что трудовая карта не гарантирует официальной занятости. Мигрант, как и раньше, может быть нанят «по-черному». В этом случае работодатель не сообщает о его найме. Эта коллизия дала почву Москве для атаки на новую миграционную политику и на самих мигрантов. Так, мэр города Ю.М. Лужков пишет: «В Москве с начала года выдано 500 тыс. разрешений на работу, но официально устроились на нее лишь 150 тыс. Спрашивается, где остальные 350 тыс. человек и чем они заняты? Нет ли тут взаимосвязи, например, с тем, что по сводкам правоохранительных органов, раскрытых и расследованных 40% преступлений от общего их числа совершаются в городе приезжими?» [43].

Миграционная ситуация в столичном мегаполисе: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности; Социологические науки

По оценкам ООН в 2013 г. Россия стала крупнейшим региональным центром притяжения мигрантов из других стран постсоветского пространства и занимает по числу мигрантов второе место в мире после США. Эксперты организации насчитали в РФ 11 млн приезжих6. В структуре стран происхождения трудовых мигрантов для России лидируют государства СНГ, их доля составляет около 3/4 всей трудовой миграции7.

С точки зрения ученых-демографов, если в населении государства поколение детей намного меньше поколения родителей, т.е. рождаемость очень низка и происходит естественная убыль населения, то «освободившееся» место пустым обычно не остается. «В большинстве стран с естественной убылью населения, вакуум, образованный этой убылью, полностью или частично заполняется мигрантами»20.

Не ощущая «потребности в культурном диалоге и испытывая дискомфорт от постоянных контактов с носителями иных поведенческих установок, россияне воспринимают рост этнокультурного разнообразия как внешнее насилие и угрозу.. Особенно остро проблемы межэтнических отношений воспринимаются в крупных городах, ставших основными местами концентрации мигрантов»30. Столица России по всем признакам все больше походит на государство в государстве, отдельную «сказочную» страну, счастью и покою которой угрожают внешние «захватчики» и границы которой необходимо тщательно охранять, здесь локальная идентичность нередко становится гораздо более значимой, чем общегосударственная и национальная31.

Многие жители столицы уверены, что мигранты конкурируют с ними на рынке труда. Так, по данным Фонда «Общественное мнение» считают 63% москвичей, при этом лишь 7% москвичей попадали в ситуацию, когда их не взяли на работу, а взяли мигранта34. По данным ФОМа, 47% столичных жителей нанимали мигрантов

Удивительно, но наименее терпимо к мигрантам (особенно если речь идет о выходцах с Северного Кавказа) относятся те, кто приехал в Москву 10—15 лет назад. У коренных жителей столицы уровень терпимости гораздо выше, «они более уверены в своем праве на город», приезжие же опасаются «новых» мигрантов как конкурентов за социальные ресурсы и настаивают на необходимости этнической иерархии39, потомки мигрантов не зависимо от своей национальности относятся к новой волне мигрантов как к «чужакам», разделяя негативное отношение основной массы населения города.

Миграция в России: откуда и куда переезжают – трудовая и вынужденная миграция, утечка мозгов

СССР был закрытой страной, но внутри союза существовала как добровольная, так и принудительная миграция между республиками. Люди уезжали на стройки, предприятия и в институты, промыслы в северных и восточных регионах, освоение новых земель, учёбу и службу. К принудительной миграции относились: депортации народов, отправка репрессированных в отдалённые территории, «выселка», а также отправка на работу по распределению выпускников ВУЗов.

В 1980-е гг. миграционный прирост населения России (нетто-миграция) составлял около 150 тыс. человек в год: прибывало 880 тыс. человек, а уезжало — 730 тыс. человек. Закрытость страны от внешнего мира сказывалась на миграционном потоке населения – 99% переездов осуществлялось между союзными республиками. Случаи миграции населения за пределы СССР или стран соцблока были крайне редкими и не превышали нескольких сотен человек к год. Обмен населением РСФСР осуществлялся преимущественно с Украиной, Казахстаном, Беларусью и Узбекистаном.

Желание людей эмигрировать в страны дальнего зарубежья воспринималось властями как нежелательное действие или даже предательство. С 1970-х гг. начинается медленная либерализация выездного режима преимущественно для еврейского и немецкого населения. Эмиграция евреев в Израиль в большей степени затронула Украину, чем Россию.

Если в 1985 г. эмиграция из РСФСР в развитые страны (Израиль, Германию, США и т.п.) составляла около 1,4 тыс. человек, то к 1990 г. из-за упрощения выезда она приняла массовый характер. Только за 1990 г. из РСФСР в Германию и Израиль уехали более 90 тыс. человек (тут не учитывается эмиграцию из других республик СССР). Началась «утечка мозгов».

Ссылка на основную публикацию