Административная ответственность иностранных лиц и лиц без гражданства

Содержание

Статья 2

Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм. и доп.) установлено, что лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ в соответствии с Конституцией РФ, законами и международными договорами РФ.

Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.) определены основания для выдачи визы иностранному гражданину или лицу без гражданства на въезд в Российскую Федерацию и разрешения на выезд из России, порядок въезда-выезда и транзитного проезда через территорию России (ст. ст. 24 — 31 указанного Закона).

Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц Кондаков Александр Викторович

Особенностью правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства заключается, во-первых, в том, что оно регулируется как нормами международного права, так и национальным, прежде всего, государственно-правовым законодательством. Во-вторых, их правовое положение определяется наличием специфического правового режима, предоставляемого страной пребывания.

— авторская трактовка понятия административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства — это мера административного принуждения, применяемая в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, заключающаяся в принудительном контролируемом или самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации, осуществляемая в целях предотвращения возникновения угрозы государственной безопасности и общественному порядку, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц, предотвращения нарушения российского законодательства иностранными гражданами и лицами без гражданства;

Особенности привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства

Для иностранных граждан и лиц без гражданства ст. 3.10 КоАП РФ предусмотрено специальное административное наказание – административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Такое наказание заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие административные правонарушения за пределами Российской Федерации, согласно ч.2 ст. 1.8 КоАП РФ подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лицтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции ВАК РФ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации иностранные граждане и лица без тражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным

Статистика свидетельствует о наличии устойчивой тенденции роста числа прибывающих в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства, а также совершаемых ими административных правонарушений на территории нашей страны. По статистическим данным МВД России на территорию нашей страны легально въехало в 2002 г. 18.865.375 иностранных граждан и лиц без гражданства, а в 2003 г. — 21.205.582. Из них привлечено к административной ответственности в 2002 г. 980.926, а в 2003 г. — 1.502.708 иностранных граждан и лиц без гражданства.

Статья 2

При истолковании понятий «иностранный гражданин», «лицо без гражданства» применительно к ч. 1 комментируемой статьи следует учитывать их различное определение в законодательстве РФ. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; под лицом без гражданства подразумевается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со ст. 26 указанного Федерального закона.

Читать еще -->  Какие документы нужны для прописки в квартиру младенца

Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Согласно ст. 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы страны или в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Данное административное наказание в соответствии с п. 2 ст. 3.3 КоАП РФ может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания к иностранному гражданину или лицу без гражданства.

В отечественной юридической литературе вопросу административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства не уделено должного внимания, в связи с чем на протяжении ряда лет оставался дискуссионным вопрос о правовой природе данной меры[5]. Анализируя проблему, необходимо отметить, что это прежде всего административное наказание (п. 7 ст. 3.2 КоАП РФ). А целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

В итоге мы имеем два нормативно предусмотренных способа ограничения административно-правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства, с одинаковыми для них юридическими последствиями. Такое явление вряд ли можно признать приемлемым для российской правовой действительности, особенно в условиях ориентиров правового государства.

Средства, выделяемые из федерального бюджета на мероприятия по административному выдворению, расходуются на приобретение проездных документов для выдворяемого лица (а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, — также проездных документов для должностного лица органа внутренних дел, сопровождающего выдворяемого иностранного гражданина или лица без гражданства); содержание выдворяемого лица до исполнения решения об административном выдворении; оформление документов, необходимых для осуществления выдворения; совершение иных действий, непосредственно связанных с выдворением 3 .

Административная ответственность иностранных лиц и лиц без гражданства

Иностранные граждане, прибывшие в Россию, различаются по цели пребывания: постоянно проживающие, временно пребывающие или проезжающие через территорию России транзитом. Прибывшие на постоянное проживание обязаны получить в органах внутренних дел вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться (прописаться).

Иностранным гражданам (в том числе гражданам СНГ) гарантиру­ются предусмотренные законом права и свободы. Однако объем адми­нистративной правосубъектности этих лиц несколько уже, чем граж­дан России. Они не могут занимать государственные должности, а также заниматься деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству России или с государственной тайной. В отношении этих лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения безопасности. На иностранных граждан не распространяется законодательство о воин­ской обязанности и военной службе.

Административная ответственность иностранных лиц и лиц без гражданства

Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов. Рассмотрев особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, стоит сделать вывод о том, что правовое положение этих двух категорий лиц значительно разнится с правовым положением граждан РФ, несмотря на то, что Основной закон приравнивает эти две категории граждан и наделяет их равными правами и обязанностями. Иностранцем признается лицо, которое не только имеет статус гражданина РФ, но и одновременно является гражданином другого государства. В отличии от иностранного гражданина, лицо без гражданства не может быть признано, как гражданином РФ, так и гражданином другого государства. Лицо может не иметь гражданства, как с рождения, так и утратить его в определенный промежуток времени. На сегодняшний день, лица, не имеющие гражданства, выступают в качестве одной из ключевых проблем для всего Российского государства, так как регулирование их правоспособности достаточно проблематично и требует дополнительного усовершенствования законодательства. Подвергнув анализу не только основные положения Конституции, но и нормы федерального законодательства, следует сделать вывод о некоторых противоречиях существующих между ними по вопросу административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Данное противоречие заключается в том, что наделяясь равными правами и обязанностями с гражданами РФ, права данных категорий граждан значительно ущемляются на уровне федерального законодательства. Проблематика рассмотрения вопроса об административной правоспособности и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства заключается не только в спорности теоретических аспектов, но и неточностей и недоработок со стороны законодательства. Материалы судебной практики дают возможность сделать вывод о том, что иностранные граждане и лица без гражданства совершающие на территории РФ административные правонарушения, в качестве меры наказания подвергаются административному выдворению, а в качестве дополнительной меры, административное законодательство для данной категории граждан предусматривает штраф. Кроме административного выдворения для иностранных граждан и лиц без гражданства существует процедура депортации, которая подразумевает принудительную высылку иностранцев из РФ и не является мерой административного наказания. Ее основной причиной выступает окончание законных оснований для дальнейшего пребывания иностранца на территории Российского государства.

Читать еще -->  Переселение Из Ветхого Жилья Балашиха Новости

В современном Российском государстве особое значение уделяется сфере миграционных отношений, которая обуславливается развитием экономических отношений, а также привлечением на рынок труда иностранной рабочей силы. Данная ситуация приводит к увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, которые находятся и проживают на территории Российского государства. Административно- правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на российской территории выступает в качестве проблематичного вопроса, требующего к себе повышенного внимания и дополнительных разработок со стороны законодательства. На сегодняшний день основными нормативными актами, регламентирующими положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, выступают Конституция РФ, которая в статье 62 закрепляет за данными категориями гражданам права наравне с гражданами РФ и возлагает на них равносильные обязанности. Основные аспекты о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства регламентируются ФЗ от 25 июля 2002 года №115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан» с изменениями и дополнениями, а также ФЗ от 18 июля 2006 года №109- ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Актуальность данной темы является безусловной, так как на сегодняшний день регламентация административной правоспособности и административной дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российского государства требует к себе повышенного внимания, так как поток данных иностранных лиц в РФ с каждым годом становится все интенсивнее. Также, актуальность данной темы заключается и в том, что, как научная, так и учебная литература на данный момент имеет расхожие юридические позиции по вопросу административно-правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства, а также по вопросу о целесообразности наделения данных лиц равными административными правами и обязанностями с гражданами РФ. Следовательно, проблематика рассмотрения вопроса об административно-правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства заключается не только в спорности теоретических аспектов, но и неточностей и недоработок со стороны законодательства. Положение иностранного гражданина и лица не имеющего гражданства подвержено двум основным аспектам: подчинению правопорядка своего родного государства и автоматическое подчинение правопорядку государства в котором он пребывает. Зачастую данный момент вызывает множество проблематичных ситуаций, которые, как считают многие юристы, не могут найти своего решения ни в теории, ни на практике. На основании этого, стоит сделать акцент на сложности и одновременной заинтересованности разбора вопроса об административно-правовом статусе иностранных лиц и лиц без гражданства на территории РФ. Целью данной работы является рассмотрение административно-правового статуса, которым наделяются иностранные граждане и лица без гражданства. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько основных задач: 1. рассмотреть понятие иностранных граждан и лиц без гражданства и их классификацию; 2. исследовать административную правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ; 3. рассмотреть административную дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства; 4. изучить основания привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства; Для того, чтобы решить поставленные задачи и достичь цель, необходимо применить комплексную методику, которая включает в себя: 1. теоретическое изучение и анализ проблемы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства; 2. метод сравнительного анализа различных позиций ученых и правоведов по вопросу наделения равными правами и обязанностями иностранных граждан и лиц без гражданства с гражданами РФ; 3. анализ действующей судебной практики по вопросам привлечения к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства; Теоретическая основа данной работы построена на анализе Конституции РФ, КоАП РФ, а также федерального законодательства и материалов судебной практики, а также работах А.С. Дагунец, М.В. Максимов, В.М. Быков, Е.А. Суханов, В.П. Мозолин, В.В. Гаврилов, В.В. Чубарова, О.А. Попова, монографии М.И. Фетюхина, а также материалах периодической печати, статей сборников и научных журналов.

Административно-правовой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства

Административно-правовой статус гражданина состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и свобод. Правовое положение граждан РФ определяется объемом административной правосубъектности (административная правоспособность и административная дееспособность). Административная дееспособность может быть полная; ограниченная; частичная. Гражданин может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным при наличии определенных заболеваний.

Иностранные граждане и лица без гражданства в России пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Иностранные граждане могут быть: а) постоянно проживающие (имеющие разрешение и вид на жительство, выданный ОВД); б) временно пребывающие.

Ссылка на основную публикацию