Кто осуществляет прием банков в систему страхования вкладов

Система страхования вкладов: новые нормативные акты

В случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов имеющаяся у банка лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте или Генеральная лицензия признаются утратившими силу. Признание осуществляется путем проставления на указанных документах специальной записи в соответствии с приложением.

В соответствии со статьями 46–48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» банк на основании требования Банка России о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами обязан направить в Банк России указанное ходатайство.

Система страхования вкладов

Однако размер компенсации рассчитывается из суммы вклада лица в определенном банке. С момента начала деятельности АСВ, то есть с 2004 года, в России было зафиксировано 130 страховых случаев, в результате которых была выплачена компенсация более чем 400 физическим лицам, что в общей сумме составляет 72,7 млн. рублей.

До недавнего времени российская система страхования имела ограниченный круг объектов защиты. То есть, она гарантировала выплату компенсаций только физическим лицам, так как система только начинала свое развитие и не могла полностью охватывать все вклады, включая от частных предпринимателей.

О банках и финансах

Наряду с этим на страховую выплату также будут рассчитывать и частные предприниматели. В случае если вкладчик совершал депозиты в зарубежной валюте, страховую компенсацию он сможет взять лишь в рублях и в соответствии с курсу на момент наступления страхового случая.

Наряду с этим, как гласит ст.8 ФЗ №177-ФЗ, взять страховую компенсацию по вкладам возможно лишь при условии полного аннулирования деятельности финучреждения, в котором у физического лица был открыт депозит, и при моратории на удовлетворение требований иных кредиторов банка.

Как работает российская система страхования вкладов

Страховое возмещение при наступлении страхового случая вкладчики получают от АСВ. В соответствии с действующим законодательством возмещение выплачивается в размере 100 % суммы вкладов в банке, но не более чем 1 400 000 рублей (п.2 ст. 11 ФЗ № 177-ФЗ). Валютные вклады пересчитываются, исходя из курса ЦБР, действующего на дату наступления страхового случая.

Подать заявление на получение страхового возмещения вкладчик может со дня наступления страхового случая и до окончания процесса ликвидации банка. Если клиент не успел этого сделать в отведенные сроки по уважительной причине (из-за тяжелого заболевания, долгосрочной командировки и т.д.), АСВ и после ликвидации примет его заявление и выплатит возмещение (без уважительной причины на это не стоит рассчитывать).

Перечень банков входящих в систему страхования вкладов РФ

Рекомендуется ознакомиться с отзывами физических лиц, которые уже вложили свои кровные на счета определенных организаций. Однако главный вопрос — есть ли конкретное учреждение в перечне банков, входящих в систему страхования вкладов РФ? Этот перечень формируется непосредственно уполномоченным Агентством.

Список банков, входящих в систему страхований вкладов, включает в себя организации, ведущие деятельность в Москве, СПб, Екатеринбурге и других городах России. Ознакомиться с перечнем банков, входящих в систему страхования вкладов, представлен на сайте ССВ (АСВ) — www asv org.

Сбережения без страховки

Как известно, на первом этапе приема в систему страхования вкладов, который закончился в конце марта, экзамен в ЦБ не сдали около 300 кредитных учреждений, подавляющее большинство из которых — столичные банки. Около 260 банков решились попытать счастья второй раз, но увенчается ли их попытка успехом, станет известно не ранее конца сентября. И можно предположить, что десятки банков так и не получат вожделенной страховки. Нельзя исключить и то, что по прошествии некоторого времени часть из проваливших экзамен банков потеряют лицензию, например, вследствие финансовой неустойчивости, повлекшей за собой невыполнение обязательств перед клиентами.

Абрамов | Прежде всего дождаться окончания приема банков в систему страхования. Возможно, до 27 сентября ваш банк еще станет участником системы страхования вкладов. В целом же я рекомендую вкладчику любого банка — как вошедшего, так и не вошедшего в систему страхования — отслеживать финансовое состояние кредитного учреждения, которому вы доверили свои средства.

Перечень банков, которые зарегистрированы в системе страхования вкладов

В свою очередь банковские учреждения от данного Агентства получают сведения об оплате ими же взносов. При возникновении ситуации, когда банком осуществляются какие-либо регулярные нарушения – Агентство может обратиться в Центральный Банк с требованием о принятии мер.

Стоит отметить, что практически у всех вкладчиков в случае принятия решения Агентством по страхованию об исключении того или иного банка из Реестра, возникает вопрос – наступил страховой случай или же нет. Для решения данного вопроса рекомендуется обратиться в любую юридическую компанию, где ответят на все интересующие вопросы в этой сфере. Единственное что можно сказать по этому поводу, что все банки, которые являются участниками системы, гарантируют возврат финансового капитала вкладчиков в полном объеме, если сумма не превышает 1,4 миллиона рублей.

Страхование вкладов

Любая банковская структура, имеющая взаимоотношения с физлицами на основе лицензии, включается в реестр Агентства. И в обратном порядке — любой банк из упомянутого реестра имеет лицензию на осуществление операций с физлицами. Если он не включен в список банков, входящих в систему страхования вкладов, то у него нет возможности вести соответствующие операции. Попадает банк в упомянутый перечень лишь тогда, когда оплатит определенные взносы в страховой фонд. А страховое Агентство, в свою очередь, имеет полномочие исключать какой-либо банк и таким образом корректировать список банков, входящих в систему страхования вкладов. Только в двух случаях банк может быть вычеркнут из перечня:

Функционирование этой структуры осуществляется в соответствии с ФЗ № й77-ФЗ от 23.12.03 г. Основной задачей всей госсистемы является (в случае прекращения функционирования банковской структуры) возвращение вкладчику всех его вложенных денег за счет определенного источника, который финансово совершенно не зависит ни от кого и ни от чего. Вдобавок к этому, вкладчику не надо дополнительно заключать с этой же банковской структурой специальный договор по страхованию вклада. Список банков, вошедших в систему страхования вкладов, составляют все те финансовые организации, которые предоставляют аналогичную услугу.

Реестр банков участников системы обязательного страхования вкладов 2019

Курс станет объёмнее, интереснее и охватит больше участков банковского дела, но будет стоить дороже . Тем не менее, в период по 01 декабря 2019 года включительно у Вас есть уникальная возможность в рамках нашего специального предложения приобрести главный курс ПрофБанкинг «Банковское дело: 15 шагов к успеху » по прежней цене 425 евро и получить курс «Банковский аналитик », стоимостью 190 евро, в подарок ! Банковские новости 21 ноября 2019 года Банки начали практиковать упрощенный порядок взыскания долгов Крупные банки начали пользоваться упрощенным способом взыскания задолженности во внесудебном порядке по исполнительной надписи нотариуса.

ЛОКО-Банк с 10 июня 2019 г. по 10 июня 2019 года осуществляет прием заявлений и выплату страхового возмещения вкладчикам. По банковскому вкладу (счету) в иностранной валюте страховое возмещение выплачивается в рублях по курсу Банка России на 27.05.2019 г. (курс Банка России на 27.05.2019 г. составлял: доллар США — 65,2062; евро — 72,8418). После 10 июня 2019 г. страховые выплаты будут осуществляться либо через банк-агент, либо АСВ самостоятельно, о чем будет сообщено дополнительно. Внимание! Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 1 400 000 тысяч рублей.

Комментарий к главе 6 ФЗ N 177-ФЗ О страховании вкладов: Участие банков в системе страхования вкладов

Банки — участники ССВ должны соответствовать требованиям комментируемой статьи, а также требованиям, указанным в ст. 44 Закона N 177-ФЗ, не только на момент вхождения в ССВ, а в течение всего периода своей деятельности. В том случае, если банк в процессе своей работы перестает соответствовать заданным критериям, ЦБ РФ направляет ему требование о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами и вводит запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц. Банк России в рамках своих полномочий осуществляет надзор за соответствие банками установленным требованиям.
Банк — участник ССВ признается не соответствующим требованиям к дальнейшему участию в ССВ в том случае, если:
1) учет и отчетность банка признаются Банком России недостоверными в течение трех месяцев подряд. Отчетность банка признается ЦБ РФ недостоверной в соответствии с указанием ЦБ РФ от 17 сентября 2009 г. N 2293-У «О Порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных»;
2) в течение шести месяцев подряд банк не выполняет один и тот же обязательный норматив из числа установленных Банком России (см. Инструкции Банка России N 110-И и N 124-И). Невыполнением обязательного норматива в отчетном месяце является его нарушение по совокупности за шесть и более операционных дней в течение данного месяца. К обязательным нормативам банков относятся:
— достаточность собственных средств (капитала) банка;
— ликвидность банков;
— максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
— максимальный размер крупных кредитных рисков;
— максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);
— совокупная величина риска по инсайдерам банка;
— использование собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц;
— размер (лимит) открытых валютных позиций и др.;
3) финансовая устойчивость банка признается Банком России недостаточной.
Для оценки финансовой устойчивости банка применяются следующие группы показателей: группа показателей оценки капитала; группа показателей оценки активов; группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками; группа показателей оценки доходности; группа показателей оценки ликвидности.
Оценка экономического положения банков осуществляется территориальными учреждениями Банка России в соответствии с указанием ЦБ РФ N 2005-У без учета результатов оценки доходности, путем отнесения банка к одной из 5 классификационных групп. К группе 1 относятся банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности, а именно банки, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как «хорошие», а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной.
К группе 2 относятся банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований:
— капитал, активы, доходность, ликвидность или качество управления оцениваются как «удовлетворительные», а структура собственности признается прозрачной или достаточно прозрачной;
— не соблюдается хотя бы один из обязательных нормативов (за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) по совокупности за 6 и более операционных дней) в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.
К группе 3 относятся банки, имеющие недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований:
— капитал, активы или ликвидность оцениваются как «сомнительные» либо доходность как «сомнительная» или «неудовлетворительная»;
— структура собственности оценивается как непрозрачная;
— качество управления признается «сомнительным»;
— не соблюдается 4 и более месяцев в течение последних 6 месяцев хотя бы один из обязательных нормативов по совокупности за 6 и более операционных дней в течение каждого месяца (за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1));
— действуют ограничения или запреты на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковских операций или запрет на открытие филиалов.
К группе 4 относятся банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров (участников) банка, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований:
— капитал, активы или ликвидность оценены как «неудовлетворительные»;
— качество управления оценивается как «неудовлетворительное»;
— не соблюдается норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) по совокупности не более чем за 5 операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.
К группе 5 относятся банки, состояние которых при непринятии мер органами управления или акционерами банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований:
— основание для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства);
— основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Классификация банков производится территориальными учреждениями Банка России не реже одного раза в квартал по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом. Информация о классификации банков направляется территориальными учреждениями в Банк России (Департамент банковского регулирования и надзора). Территориальные учреждения Банка России осуществляют постоянный мониторинг экономического положения банка. В случае если оценка групп показателей изменяется по сравнению с ранее произведенной оценкой таким образом, что это может являться основанием для изменения оценки экономического положения банка (отнесения его к иной классификационной группе), то территориальное учреждение ЦБ РФ принимает решение об отнесении банка к иной классификационной группе;
4) в отношении банка непрерывно в течение трех месяцев действует одна из мер, предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Финансовая устойчивость банка признается недостаточной, если:
1) банк имеет оценку «неудовлетворительно» по одной и той же группе показателей, указанных в п. 1, 2 и 5 ч. 4 ст. 44 комментируемого Закона на шесть отчетных месячных дат подряд или на две отчетные квартальные даты подряд;
2) имеет оценку «неудовлетворительно» по группе показателей, указанных в п. 3 и 6 ч. 4 ст. 44 комментируемого Закона, три месяца подряд.
Банк России обязан ввести банку запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц в случае несоответствия банка требованиям к участию в ССВ по основаниям, указанным в комментируемой статье. Банк России может ввести банку запрет в случае выявления в деятельности банка угрозы интересам кредиторов и вкладчиков. Со дня введения запрета и до дня прекращения права банка на работу с вкладами или до дня отзыва у банка лицензии банк не вправе привлекать денежные средства физических лиц во вклады или на банковские счета и заключать с физическими лицами новые договоры. Денежные средства, которые поступили во вклад или на счет, со дня введения запрета, кроме процентов, начисляемых в соответствии с условиями договора, не зачисляются и подлежат возврату лицам или по заявлению клиента перечисляются на его счет, открытый в другом банке — участнике ССВ.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем введения запрета, банк обязан разместить во всех доступных для клиентов помещениях банка информацию о прекращении права на привлечение денежных средств физических лиц во вклады и на банковские счета. Указанная информация может содержать:
— перечень операций, осуществление которых запрещено банку;
— дату, с которой Банком России введен запрет;
— указание на право владельца вклада (счета) не расторгать договор банковского вклада или договор банковского счета;
— указание на право владельца вклада счета обратиться в банк с требованием о расторжении договора.
Запрет вводится по решению Комитета банковского надзора ЦБ РФ, принятому по результатам рассмотрения ходатайства территориального учреждения Банка России. Предписание направляется банку в срок не позднее двух рабочих дней со дня принятия Комитетом банковского надзора решения о введении запрета. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ информирует АСВ о дате введения запрета.
Требование ЦБ РФ о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами направляется в банк территориальным учреждением ЦБ РФ, осуществляющим надзор за деятельностью этого банка. Банк на основании требования составляет ходатайство о прекращении права на работу с вкладами. Если банк не соответствует требованиям к участию в ССВ, Банк России вводит запрет на два года на прием вкладов населения, через два года банк вправе подать ходатайство о возобновлении лицензии.
Соответствие банка, включенного в реестр банков, требованиям к участию в ССВ определяется на основании результатов проверок либо при осуществлении документарного анализа отчетности банка, а также документально оформленных сведений, поступивших от банка. В случае, если установленные проверкой или при документарном анализе нарушения были устранены на момент выявления этих нарушений либо в ходе проверки, их выявившей, или устранены на момент рассмотрения ЦБ РФ вопроса о введении запрета, банк считается соответствующим требованиям для участия в ССВ.

Читать еще -->  Через Какое Время Обязаны Ставить На Учёт Человека Перенесшего Инсульт Для Получения Бесплатного Лекарста

1. Необходимо отметить, что комментируемый Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, дата первой официальной публикации — 27 декабря 2003 г. В соответствии с комментируемой статьей банк, уже имевший соответствующую лицензию на день вступления в силу Закона N 177-ФЗ (т.е. до 27.12.2003) или ходатайствовавший о выдаче разрешения на день вступления в силу Закона, допускался к участию, если соответствует следующим условиям:
1) если учет и отчетность банка признаются достоверными;
2) если банк выполняет обязательные нормативы, установленные ЦБ РФ;
3) если финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной;
4) если меры, предусмотренные ст. 74 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст. 3 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», к банку не применяются, а также отсутствуют основания для их применения по итогам тематической инспекционной проверки.
Банк не может быть признан удовлетворяющим требованиям к участию в ССВ если:
1) с банка взыскивается штраф за нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации;
2) в банк направлено требование ЦБ РФ:
— об устранении выявленных нарушений;
— об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменений структуры ее активов;
— о замене руководителей кредитной организации;
— об осуществлении реорганизации кредитной организации;
3) ограничено проведение отдельных операций на срок до шести месяцев;
4) введен запрет на осуществление банком отдельных банковских операций на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
5) назначена временная администрация по управлению кредитной организацией;
6) изменены на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
7) введен запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации;
8) учредителям кредитной организации предложено предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.
Кроме того, банк не может быть признан удовлетворяющим требованиям к участию в ССВ, если есть основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным ст. 20 Закона «О банках и банковской деятельности».
Также банк не может быть признан удовлетворяющим требованиям к участию в ССВ, если к нему применяются меры по предупреждению банкротства:
1) финансовое оздоровление кредитной организации. Под финансовым оздоровлением кредитной организации понимается осуществление во внесудебном порядке:
— оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
— изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
— приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);
— изменение организационной структуры кредитной организации;
— иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами;
2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;
3) реорганизация кредитной организации. Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации в случаях:
— если кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения или исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
— если кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
— если кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов.
2. Ответственность за полноту, достоверность и правильность отчетных данных, а также своевременное представление отчетов в территориальные учреждения Банка России несут руководитель и главный бухгалтер кредитной организации и филиала кредитной организации. Банки обязаны предоставлять отчетность, соответствующую требованиям указания ЦБ РФ от 12 ноября 2009 г. N 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» и других нормативных актов.
Отчетность банка признается достоверной в случае, если одновременно учет и отчетность кредитной организации соответствуют федеральным законам, нормативным актам и правилам, установленным Банком России, собственной учетной политике кредитной организации, а выявленные недостатки или ошибки в состоянии учета или отчетности не ведут в случае их устранения к такому изменению значения хотя бы одного показателя из группы показателей, применяемых для оценки финансовой устойчивости банка, при котором обобщающий результат по группе становится «неудовлетворительным». В случае выявления недостатков или ошибок в учете и отчетности банка в расчет групп показателей, применяемых для оценки финансовой устойчивости, Банком России вносятся необходимые корректировки.
3. Банк России устанавливает состав показателей, методики их расчета в целях признания финансовой устойчивости банка достаточной для участия в системе страхования вкладов. Финансовая устойчивость банка оценивается Банком России по группам показателей с определением по каждой из них обобщающего результата «удовлетворительно» или «неудовлетворительно» и признается достаточной при наличии результата «удовлетворительно» по всем группам показателей.
Для оценки финансовой устойчивости банка применяются следующие группы показателей:
1) группа показателей оценки капитала;
2) группа показателей оценки активов;
3) группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками;
4) группа показателей оценки доходности;
5) группа показателей оценки ликвидности;
6) соблюдение банком установленного Банком России порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления.
В соответствии с комментируемым Законом для банков — участников ССВ, существуют 5 показателей, которые они должны соблюдать — показатель по активам, капиталу, доходности, ликвидности (количественные показатели) и норматив качества управления (транспарентность). Банк России должен был ввести запрет на принятие вкладов физических лиц, если банк нарушает хотя бы один из количественных показателей. В связи с кризисом 2008 — 2009 годов Банк России ввел мораторий на исключение банков из системы страхования вкладов (ССВ) за нарушение количественных показателей финансовой устойчивости, так как в этот период многие банки показали отрицательную доходность. Мораторий был введен с 1 января 2009 года и продлен до 1 июля 2011 и позволял банкам нарушать нормативы показателя доходности. К окончанию срока действия моратория Банк России принял решение не продлевать его и не отменять показатель доходности для участия в ССВ, а дополнить показатель доходности принципом существенности убытков. То есть Банк России может ввести запрет банкам, убытки которых нарушают норматив достаточности или абсолютного размера капитала в 180 млн. рублей через полгода или год.
Федеральным законом от 11.07.2011 N 171-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» был изменен перечень критериев недостаточной финансовой устойчивости банков, оцениваемых в целях включения банка в систему страхования вкладов. Закон N 171-ФЗ признал утратившим силу требования комментируемого Закона о том, что финансовая устойчивость банка признается недостаточной для целей страхования вкладов, если банк имеет оценку «неудовлетворительно» по группе показателей оценки доходности, включающей показатели рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом, на две отчетные квартальные даты подряд (п. 3 ч. 3.1 ст. 48 Закона N 177-ФЗ).
Таким образом, в системе страхования вкладов могут участвовать банки с низкой доходностью, до принятия этих изменений и окончания действия моратория недостаточная финансовая устойчивость в течение двух кварталов могла повлечь запрет на открытие вкладов физических лиц. Меры воздействия ЦБ РФ за несоблюдение какой-либо группы финансовых показателей будут применяться в зависимости от общей оценки финансового состояния банка, несоблюдение одной из групп показателей не влечет применение мер ЦБ РФ, если по другим группам показателей хорошие результаты.
Группа показателей оценки капитала включает показатели оценки достаточности капитала и качества капитала. Показатели оценки достаточности капитала состоят из показателя достаточности собственных средств (капитала) и показателя общей достаточности капитала. Показатель достаточности собственных средств (капитала) (ПК 1) определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н1 «Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка» в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 16 января 2004 г. N 110-И «Об обязательных нормативах банков». Показатель общей достаточности капитала (ПК 2) определяется как процентное отношение собственных средств (капитала) к активам банка, в объем которых не включаются активы, имеющие нулевой коэффициент риска. Показатель оценки качества капитала (ПК 3) определяется как процентное отношение дополнительного капитала к основному капиталу. Обобщающий результат по группе показателей оценки капитала (РГК) представляет собой среднее взвешенное значение показателей и рассчитывается согласно указанию от 16 января 2004 г. N 1379-У.
Финансовая устойчивость банка по группе показателей оценки капитала признается удовлетворительной в случае, если значение РГК меньше либо равно 2,3 балла.
Группа показателей оценки активов включает показатели качества задолженности по ссудам и иным активам, размера резервов на потери по ссудам и иным активам, степени концентрации рисков по активам. Показатели качества задолженности по ссудам и иным активам состоят из показателя качества ссуд, показателя качества активов и показателя доли просроченных ссуд. Показатель качества ссуд (ПА 1) представляет собой удельный вес безнадежных ссуд в общем объеме ссуд. Показатель качества активов (ПА 2) определяется как процентное отношение непокрытых резервами активов, резервы под которые составляют более 20 процентов, к собственным средствам (капиталу). Показатель доли просроченных ссуд (ПА 3) представляет собой удельный вес просроченных ссуд в общем объеме ссуд. Показатель размера резервов на потери по ссудам и иным активам (ПА 4) определяется как процентное отношение фактически сформированного резерва на возможные потери по ссудам к общему объему ссуд. Показатели степени концентрации рисков по активам состоят из показателя концентрации крупных кредитных рисков, показателя концентрации кредитных рисков на акционеров (участников) и показателя концентрации кредитных рисков на инсайдеров. Показатель концентрации крупных кредитных рисков (ПА 5) определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н7 «Максимальный размер крупных кредитных рисков» в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ N 110-И. Показатель концентрации кредитных рисков на акционеров (участников) (ПА 6) определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н9.1 «Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам)». Показатель концентрации кредитных рисков на инсайдеров (ПА 7) определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н10.1 «Совокупная величина риска по инсайдерам банка».
Обобщающий результат по группе показателей оценки активов (РГА) представляет собой среднее взвешенное значение показателей, а финансовая устойчивость банка по группе показателей оценки активов признается удовлетворительной в случае, если значение РГА меньше либо равно 2,3 балла.
Группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками включает показатели прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками и службы внутреннего контроля. Показатели прозрачности структуры собственности состоят из следующих показателей:
— достаточность объема раскрываемой информации о структуре собственности банка в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России (ПУ 1);
— доступность информации о лицах, оказывающих прямое или косвенное (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка (ПУ 2);
— значительность влияния на управление банком резидентов офшорных зон (ПУ 3).
Показатель организации системы управления рисками (ПУ 4) и показатель организации службы внутреннего контроля (ПУ 5) определяется на основании оценки ответов на вопросы в приложениях 4 и 5 к указанию от 16 января 2004 г. N 1379-У.
Финансовая устойчивость банка по группе показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками признается удовлетворительной в случае, если оценка каждого из показателей прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками и службы внутреннего контроля меньше либо равна 2,3 балла.
Группа показателей оценки доходности включает показатели рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом. Показатели рентабельности активов и капитала состоят из показателя рентабельности активов и показателя рентабельности капитала. Показатель рентабельности активов (ПД 1) определяется как процентное отношение (в процентах годовых) финансового результата к средней величине активов. Для целей оценки показателей группы показателей оценки доходности Комитет банковского надзора Банка России на основании ходатайства территориального учреждения Банка России, подготовленного по результатам рассмотрения соответствующего обращения банка, вправе принять решение об определении финансового результата банка (ФР) без учета:
— расходов (убытков), обусловленных развитием бизнеса;
— расходов (убытков), явившихся причиной для возникновения оснований (одного из оснований) для осуществления мер по финансовому оздоровлению банка.
Для расчета финансового результата банка (ФР) убыток прошлого года уменьшается на величину денежных средств, направленных на его покрытие по решению общего годового собрания учредителей (участников) банка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Показатель рентабельности капитала (ПД 2) определяется как процентное (в процентах годовых) отношение финансового результата к средней величине капитала.
Показатели структуры доходов и расходов состоят из показателя структуры доходов и показателя структуры расходов. Показатель структуры доходов (ПД 3) определяется как процентное отношение чистых доходов от разовых операций к финансовому результату. Показатель структуры расходов (ПД 4) определяется как процентное отношение административно-управленческих расходов к чистым доходам (расходам). Показатели доходности отдельных видов операций и банка в целом состоят из показателей чистой процентной маржи и чистого спреда от кредитных операций. Показатель чистой процентной маржи (ПД 5) определяется как процентное отношение (в процентах годовых) чистого процентного дохода к средней величине активов. Показатель чистого спреда от кредитных операций (ПД 6) определяется как разница между процентными (в процентах годовых) отношениями процентных доходов по ссудам к средней величине ссуд и процентных расходов к средней величине обязательств, генерирующих процентные выплаты. Показатели группы показателей оценки доходности — ПД 1, ПД 2, ПД 3, ПД 4, ПД 5, ПД 6 — рассчитываются по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября по методу средней взвешенной.
Финансовая устойчивость банка по группе показателей оценки доходности признается удовлетворительной в случае, если значение РГД меньше либо равно 2,3 балла.
Группа показателей оценки ликвидности включает показатели ликвидности активов, ликвидности и структуры обязательств, общей ликвидности банка, риска на крупных кредиторов и вкладчиков. Показатели ликвидности активов состоят из показателя соотношения высоколиквидных активов и привлеченных средств, показателя мгновенной ликвидности и показателя текущей ликвидности. Показатель соотношения высоколиквидных активов и привлеченных средств (ПЛ 1) определяется как процентное отношение высоколиквидных активов к привлеченным средствам. Показатель мгновенной ликвидности (ПЛ 2) определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н2 «Норматив мгновенной ликвидности банка» в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ N 110-И. Показатель текущей ликвидности (ПЛ 3) определяется в порядке, установленном для расчета обязательного норматива Н3 «Норматив текущей ликвидности банка».
Показатели ликвидности и структуры обязательств состоят из показателя структуры привлеченных средств, показателя зависимости от межбанковского рынка, показателя риска собственных вексельных обязательств и показателя небанковских ссуд. Показатель структуры привлеченных средств (ПЛ 4) определяется как процентное отношение обязательств до востребования и привлеченных средств. Показатель зависимости от межбанковского рынка (ПЛ 5) определяется как процентное отношение разницы привлеченных и размещенных межбанковских кредитов (депозитов) и привлеченных средств. Показатель риска собственных вексельных обязательств (ПЛ 6) определяется как процентное отношение суммы выпущенных банком векселей и банковских акцептов к собственным средствам (капиталу). Показатель небанковских ссуд (ПЛ 7) определяется как процентное отношение ссуд, предоставленных клиентам — некредитным организациям, и остатков средств на счетах клиентов — некредитных организаций.
Показатели общей ликвидности банка состоят из показателя усреднения обязательных резервов и показателя обязательных резервов. Показатель усреднения обязательных резервов (ПЛ 8) характеризует отсутствие (наличие) у банка факта невыполнения обязанности по усреднению обязательных резервов.
Показатель обязательных резервов (ПЛ 9) характеризует отсутствие (наличие) у банка фактов неуплаченного недовзноса в обязательные резервы. Оценивается в календарных днях длительности неуплаты за месяц, предшествующий отчетной дате, на которую рассчитывались показатели финансовой устойчивости.
Показатель риска на крупных кредиторов и вкладчиков (ПЛ 10) определяется как процентное отношение суммы обязательств банка по кредиторам и вкладчикам, доля которых в совокупной величине всех обязательств банка составляет 10 и более процентов, к ликвидным активам.
Финансовая устойчивость банка по группе показателей оценки ликвидности признается удовлетворительной в случае, если значение РГЛ меньше либо равно 2,3 балла.
Соблюдение банком установленного порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления. Банк признается обеспечивающим доступность информации об указанных лицах неограниченному кругу лиц, если на сайте банка в сети Интернет или в официальном представительстве Банка России в сети Интернет размещена следующая информация об указанных лицах:
— фамилия, имя, отчество, гражданство, место жительства (наименование города, населенного пункта) — для физических лиц;
— полное фирменное наименование и сокращенное фирменное наименование (при наличии); место нахождения (почтовый адрес), основной государственный регистрационный номер, дата государственной регистрации в качестве юридического лица (дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице — резиденте, зарегистрированном до 1 июля 2002 года) — для юридических лиц.

Ссылка на основную публикацию