Уголовная Ответственность За Организацию Незаконной Миграции

Содержание

К вопросу о совершенствование нормы, предусматривающей уголовную ответственность за организацию незаконной миграции (ст

Преступления, выражающиеся в организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, не являются исключением из вышеуказанного контекста. Однако анализ правоприменительной и судебной практики, материалов средств массовой информации и сети Интернет свидетельствуют об обратном — налицо недостаточная эффективность, которая вызывает необходимость совершенствования норм уголовного законодательства, направленных на противодействие организации незаконной миграции.

Со стороны законодателя данный процесс получает свое выражение в криминализации одних деяний, декриминализации других, а также в пенализации и депенализации. Используя данные приемы, законодатель стремится к их четкости, формальной определенности, однозначности, логичности построения для того, чтобы выработать продуктивный и действенный метод борьбы с преступлениями в различных сферах человеческой деятельности. В то же время уголовное законодательство должно адекватно и своевременно реагировать на появление новых общественно опасных посягательств.

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции

Порядок въезда, выезда и нахождения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Конституцией Российской Федерации, ее международными договорами, Федеральными законами "О гражданстве Российской Федерации", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации", а также принятыми на основании данных федеральных законов постановлениями Правительства РФ.

Для привлечения к уголовной ответственности за совершение действий, перечисленных в ч. 1 рассматриваемой статьи УК, организованной преступной группой необходимо установить, что эти действия совершены устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких таких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК).

Организация незаконной миграции: понятие, ответственность и последствия

Относительно мер противодействия незаконной миграции, то их может быть множество, но нельзя однозначно сказать помогут они или нет. В страну будут ехать до тех пока, пока в ней можно заработать. И не все захотят официально получать доход и платить еще налоги в бюджет.

  1. Рынок труда перенасыщается дешёвой рабочей силой, так как именно она в большинстве случаев находиться нелегально, и местный рынок труда может не предлагать высокую оплату труда для местной категории населения;
  2. Это может приводить страну к производственному и промышленному коллапсу, поскольку неквалифицированный рабочий труд может влиять на качество изготавливаемой продукции, а это повлечет за собой снижение торговли, экспорта и т.д.;
  3. Расовые и национальные конфликты, возникающие на почве разных религий, взглядов на жизнь, уровни жизни, образования ,культуры и т.д.;
  4. Эпидемии, возникающие из-за ненадлежащих условий труда и проживания нелегалов, «завоза» болезней, не типичных для данной конкретной территории;
  5. Социальные проблемы, когда местное население из-за мигрантов испытывает безработицу, проблемы с медицинским обслуживанием и т.д.

Уголовная Ответственность За Организацию Незаконной Миграции

Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Так, она, являясь инженером по благоустройству ООО «ОЦС», имея корыстный умысел на получение дохода от осуществления трудовой деятельыосгш иностранных граждан, в нарушение установленного порядка миграционного учёта и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации, без соответствующего документального оформления трудовых отношений, приняла на работу Эшбобоева Ж. Т., Эгамбердиева X. У., Каландарова А.С., Чорщанбиева Ж, Ж., Рахмонова Т. Б., заведомо зная о нарушении ими установленного режима пребывания в Российской Федерации, выраженном в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, в нарушение порядка постановки на учёт по месту пребывания, временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина, и отсутствие документов, разрешающих осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, которым разъяснила условия осуществления трудовой деятельности, и в продолжение своего преступного умысла, для обеспечения выполнения возложенных ею на указанных иностранных граждан 1рудовых обязанностей, ввиду отсутствия у последних мест для проживания, организовала им незаконное пребывание в подвальном помещении дома по Балаклавскому проспекту города Москвы, получая за данные действия 1000 рублей с каждого иностранного гражданина.

Правовая регламентация ответственности за организацию незаконной миграции

Огромный размер извлекаемой незаконной прибыли и соответственно высокий уровень коррупционной составляющей, фактическое отсутствие потерпевшей от данного преступления стороны, несовершенство законодательства в сфере противодействия незаконной миграции, низкий уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов в документировании и расследовании преступлений данной категории, а также недостаточный уровень знаний по закреплению доказательственной базы приводят в своей совокупности к практически нулевым показателям в борьбе с организацией незаконной миграции.

Читать еще -->  Машина это движимое имущество или недвижимое

Так, по результатам изучения П. Филипповым судебной практики по ст. 322.1 УК РФ за 2010–2014 гг. установлено, что штраф являлся самым распространенным наказанием за организацию незаконной миграции (58,8 %), вторым по частоте применения выступало лишение свободы (32 %), оставшаяся доля примерно в равных частях приходилась на обязательные и исправительные работы [2, стр. 83–92]. Учитывая тот факт, что до изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 308-ФЗ, данное преступление являлось преступлением небольшой тяжести, совершалось, как правило, лицами, впервые привлекавшимися к уголовной ответственности, подобный подход к назначению наказания следует признать справедливым.

Ответственность, предусмотренная российским законодательством за организацию незаконной миграции

Выбрав наименее охраняемый пропускной пункт, гражданин «А» спрятал фигурантов в специально отведённом отсеке автомобиля, который был размещён в багажном отделении вместо штатного места для запасного колеса. По стечению удачных для него обстоятельств, гражданин «А» избежал серьёзной проверки и без существенных проблем пересёк пограничный пункт Украины, но был задержан на территории РФ пограничной службой России.

Например, это Федеральный закон от 12.07.2000 N 97-ФЗ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией», который устанавливает определённый порядок действий для каждой из стран, подписавших соглашение с имеющимися оговорками.

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции

Пример 1. Некий частный предприниматель в РФ, занимающийся выполнением строительных работ, решил взять на работу нелегалов. Во-первых, не нужно платить налоги, во-вторых, на таких работниках можно сэкономить. Бизнесмен привез нелегалов на стройплощадку, организовал для них места для проживания – вагончики. Выдал все необходимые вещи, еженедельно производил оплату труда. Когда неожиданно на стройплощадку нагрянула проверка, и выяснилось, что у работников нет разрешения на работу, работодателя вызвали в полицию. Он сознался в том, что незаконно перевез через границу граждан Украины, обеспечил их работой, хоть и на незаконных основаниях. В отношении горе-работодателя судья вынес следующий приговор – привлечь осужденного к уголовной ответственности по ст. 322.1 и назначить ему наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год в колонию-поселение. Такой небольшой срок наказания судья определил неслучайно. Поскольку сам подозреваемый изначально признался в своем злодеянии, помог следствию расследовать это дело, то судья счет это и смягчил ему меру наказания.

В одном из городов РФ злоумышленник создал сайт, где предлагал иностранцам заключать фиктивные браки с гражданами РФ с целью мигрировать в Россию, получить гражданство этой страны по упрощенной схеме. Следователь вышел на след организованной фирмы, установил личность руководителя интернет-фирмы, предоставляющей сомнительные услуги. Суд признал подозреваемого виновным в совершении уголовного преступления по ст. 322.1 УК РФ, поскольку истец занимался организацией незаконной миграцией в массовом порядке.

Состав преступления при организации незаконной миграции согласно статье 322

Предусмотрена ответственность за незаконную миграцию по УК РФ и КоАП. Определение конкретных норм регулирования, санкций и мер принуждения будет зависеть от степени тяжести правонарушения и характера неправомерных действий. Кроме того, следует помнить о международных актах, принятых ООН и иными организациями, созданными для борьбы с нелегалами на межнациональном уровне.

Относят к ним следующее:

  1. Умысел. Проявляется такой вариант в полном осознании человеком того, что он совершает, в желании осуществить посягательство, причинить вред и в ожидании негативных последствий. Лицо полностью руководит собой в такой ситуации. Оно может само идти к преступному результату, а может осознанно допускать такой исход. Отсюда вытекает две формы умысла: прямой и косвенный. От таких различий редко зависят суть приговора или подследственность, но наказание может быть смягчено.
  2. Неосторожность. Данный вариант существует в виде либо небрежности, либо легкомыслия. Первый случай предполагает, что человек не предвидел негативных последствий своего поступка, но должен был предвидеть с учётом сложившихся обстоятельств. Второй, напротив, подразумевает предвидение последствий, но при этом человек без достаточных оснований считает, что они не наступят.

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции

Авторы обеих точек зрения, с небольшой лишь разницей, четко выделяют группу преступлений против неприкосновенности Государственной границы Российской Федерации (статьи 322 — 323 УК РФ), с присоединением у Рарога А.И. в эту группу статьи 329 «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации», который относит перечисленные статьи не только к посягающим на неприкосновенность Государственной границы РФ, но и на авторитет государственной власти, что, на наш взгляд, является обоснованным. В то же время не совсем понятно положение, при котором в первом случае преступления, предусмотренные статьями 322 — 323 УК РФ, одновременно включены во вторую и четвертую группы, как преступления против неприкосновенности Государственной границы РФ и как иные преступления против порядка управления. Эта неопределенность и даже двойственность в классификации в определенной степени мешает, так как отнесение статьи 322.1 к той или иной группе преступлений против порядка управления является принципиальным моментом, позволяющим с большей точностью определить не только объект посягательства этого преступления, но и другие элементы состава преступления, в том числе (и особенно) объективной его стороны.

Читать еще -->  Новые правила получение водительского удостоверения

Одновременно хотелось бы заметить, что тезис о косвенном умысле более применим к преступлениям, имеющим материальный состав, то есть требующий наличия реальных преступных последствий (например, смерти человека, материального ущерба, вреда здоровью и т.д.). В нашем случае, применительно к ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции) речь идет об организации конкретных действий: въезда, пребывания, транзита иностранных граждан и лиц без гражданства. Эти действия не предполагают наступления каких-либо преступных последствий (в реальном их выражении), само преступление слагается из осуществления путем незаконных манипуляций этих действий — въезда, пребывания, транзита. Но трудно себе представить безразличное отношение (или сознательное допущение) к подобного рода действиям со стороны организатора. На наш взгляд, их осуществление требует прямого умысла со стороны субъекта этого преступления, то есть организатора незаконной миграции.

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции в государствах — членах СНГ (Кули-Заде Т

Так в УК Республики Таджикистан нет нормы, предусматривающей ответственность за организацию незаконной миграции, если данное преступное деяние совершено впервые. Статья 335.1 УК Республики Таджикистан устанавливает ответственность за организацию незаконного въезда в Республику Таджикистан иностранных граждан или лиц без гражданства или незаконного транзитного проезда через территорию Республики Таджикистан, если это деяние совершено повторно, а также лицом с использованием своего служебного положения или же если деяние причинило значительный ущерб лицу. Необходимо отметить, что статья, регламентирующая ответственность за организацию незаконной миграции, в УК Республики Таджикистан выглядит достаточно проработанной, если ее сравнивать с квалифицирующими признаками ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, где предусматривается всего два отягчающих состава, такие как совершение организации незаконной миграции группой лиц по предварительному сговору, организованной группой (п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ), а также с целью совершения преступления на территории Российской Федерации (п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ).

Если сравнивать УК РФ и УК Республики Беларусь, можно сделать вывод, что более конкретизирован подход при разработке уголовно-правовой нормы об организации незаконной миграции в УК Республики Беларусь. Как мы видим, законодатель делает акцент именно на совершение организации незаконной миграции опасным способом и тем самым причиняющим вред иностранным гражданам или лицам без гражданства. Как отмечает Э.Р. Байбурина, здесь имеет место дополнительный объект уголовно-правовой охраны. Это общественные отношения, которые обеспечивают безопасность жизни и здоровья иностранным гражданам или лицам без гражданства, а также их чести и достоинства.

Статья 322

Цель совершения преступлений на территории Российской Федерации может заключаться в намерении совершить одно или несколько преступлений на территории России. Наличие подобной цели будет иметь место как в случае намерения совершения преступления (участия в совершении преступления) самим лицом, организующим незаконную миграцию, так и при наличии такого намерения у лиц, в отношении которых организуется незаконная миграция.

Как уже отмечалось выше, порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации установлен Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются также международными договорами Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми на основании федеральных законов постановлениями Правительства Российской Федерации.

Статья за организацию нелегальной и незаконной миграции в УК РФ

Нужно отметить, что ст. 322,1 рассматривается именно факт организации вышеуказанных действий, а не их выполнение. Простыми словами, ответственности подлежит человек, тем или иным способом сделавший вышеперечисленное возможным, например, водящий группы мигрантов через государственную границу в слабо охраняемом месте.

  • Незаконное проникновение на территорию России. Под этим пониманием объективной стороны подразумевается пересечение границы страны без наличия и заполнения определенных документов. Это действие может быть совершено только иностранцем или лицом без гражданства. Внутригосударственная миграция жестких требований не содержит.
  • Пребывание на территории страны без наличия законных основания для этого. Подобное случается, когда человек не регистрируется, не получает вид на жительство или не соответствует иным требованиям, предъявляемым к пребыванию на территории РФ к иностранным гражданам.
  • Нелегальный транзит через Россию. Данный вариант объективной стороны преступления выражен в том, что человек не имеет права для въезда в сопредельную с Россией страну.
Ссылка на основную публикацию