Схема психологопедагогической характеристики воспитанника детского дома

Содержание

Психолого-педагогическая характеристика воспитанника детского сада на ПМПК

Состояние речи ребенка: функция речи нарушена. Речь малоразборчива, лишена четкости. Голос приглушенный. Нарушено строение артикуляционного аппарата: губы и язык малоподвижны, страдает объем и точность выполняемых движений. Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не удерживает положение органов артикуляции. Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез не сформирован. Активный словарь характеризуются бедностью, не соответствует возрасту.

Активный словарь состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов («би» — машина поехала), фрагменты слова (киска — «тита», девочка — «де»), незначительное количество слов-корней, искаженных по звучанию («пать» — спать).

Характеристика на воспитанника детского дома

Характеристика пишется воспитателем для представления на ПМПк учреждения через месяц после поступления ребенка в детский дом по окончании адаптационного периода. ПМПк проводится с целью определения образовательного маршрута воспитанника.

Ребенок не сразу проявляет доверие к окружающим, наблюдаются негативные реакции на просьбы взрослых, упрямство, капризы. Контакты со сверстниками непродолжительны, создает конфликтные ситуации во время игр (отбирает и кидает игрушки, толкает детей). Игры однообразны, быстро теряет интерес к игре, переходит от одной игрушке к другой.

Схема психологопедагогической характеристики воспитанника детского дома

Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сфере, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умением и низкому качеству учения. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7-8, а иногда и 10 лет.

Опыт переживания одиночества подростками составляет 70%. Выход из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять…).

Схема написания психолого-педагогической характеристики воспитанника мдоу №

Сформированность навыка звукового анализа и синтеза, знаний по обучению грамоте (подготовительный возраст): отразить умение делить предложение на слова, слова на слоги, проводить звуковой анализ слова, называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове, знание букв, умение читать слоги, отдельные слова

Обратить внимание на то, как ребенок работает: заинтересован ли в выполнении заданий, целенаправленно стремиться довести работу до конца, устойчив в работе или легко отвлекается (без внешних раздражителей или с внешними раздражителями), работает быстро или медленно, как быстро утомляется (в начале, середине, конце занятия), как проявляется утомляемость (становится вялым, возбуждается), наблюдаются резкие колебания работоспособности, как быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход
8. Особенности психического развития и степень усвоения программного материала: данный раздел описывается по классическим нормам возрастного развития (даны ниже) и на основе требования программного материала. При описании указывается степень освоения: усвоено, умеет, в стадии формирования, усвоено неравномерно, знания не автоматизированы (забывает), не усвоено, на данный момент не умеет…
9. Характеристика речи ребенка: описывается в соответствии с возрастными нормами развития (см. ниже).

Схема психологопедагогической характеристики воспитанника детского дома

  • Дети-сироты
  • Дети, оставшиеся без попечения обоих родителей
  • Дети, находящиеся под опекой
  • Дети одиноких матерей
  • Брошенные дети
  • Отказные дети
  • Подкидыши
  • Дети из бедных семей
  • Дети, родители которых находятся на длительном лечении
  • Эмоциональная глухота
  • Задержка делового общения со взрослыми
  • Невосприимчивость к образцам деятельности взрослого
  • Неадекватное отношение к оценке взрослого
  • Сниженная эмоциональная активность
  • Пассивность во всех видах деятельности
  • Отсутствие способности к сопереживанию
  • Импульсивность всех видов поведения
  • Неосознаваемое поведение
  • Отклонения в развитии образа «Я»

    По счёту — освоил порядковый и количественный, обратный и парами счёт в пределах 10 знает и узнаёт цифры. записывает их в тетрадь соотносит цифры с количеством предметов, понимает отношение между числами в пределах 10 устанавливает равенство и неравенство групп предметов знает геометрические фигуры и видит их в формах окружающей среды правильно называет части суток, знает времена года, различает временные понятия распознаёт правую и левую руки, обозначает словами положение предмета по отношению к себе счетные операции с числами производит, используя счеты.

    Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики коллектива воспитанников

    Наблюдаем у ребенка рабочие навыки: может анализировать проблему, направлен ли на получение запланированного решения или действует хао­тично, решает задания последовательно или неожиданно, обычным спосо­бом, изобретательно. Другой характеристикой является темп работы: работает быстро, равномерно или неравномерно. К рабочим навыкам относятся старательность и добросовестность, а также настойчивость и терпеливость.

    Читать еще -->  Статья 228.1 Часть 1 Пункт Г

    Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании – тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.

    Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ

    Дневной сон продолжительный/кратковременный (минут), процесс засыпания быстрый/длительный (описать трудности, самостоятельный/требуется присутствие взрослого; процесс пробуждения быстрый/длительный (описать трудности). Если есть, описать особенности поведения: бегает по кроватям, будит других детей и т. д. Аппетит хороший/плохой/выборочный (описать трудности).

    Представления о цвете и форме сформированы/не сформированы: цвета и формы ребенок узнает/не узнает, называет/не называет и соотносит/не соотносит, согласно своему возрасту (указать имеющиеся трудности). Представления о пространстве и времени также сформированы/не сформированы: право-лево различает/не различает; движение в указанном направлении по словесной инструкции выполняет/не выполняет; время суток, дни недели, месяцы и времена год называет/не называет (указать имеющиеся трудности).

    Характеристика на воспитанника детского дома

    Поведение неустойчивое, требует постоянного контроля, легко поддается влиянию окружающих, чаще всего- негативному. В контакт входит легко, старается показаться лучше, навязчивый. Не может усидеть на месте, беспокойный и вертлявый, неусидчивый, характерна забывчивость, сексуальная расторможенность, суетливость, излишняя подвижность, лживость. Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состоянии истерики, быстро переходит от радости к грусти, неуравновешенный.

    Отношение с одноклассниками сложные, зачастую злится, психует, может разорвать книгу, разбросать, разжевать карандаш, не может критически оценивать свои поступки, нет адекватного понимания что такое хорошо, что такое плохо. Играть в коллективе не может и не хочет, создает конфликтные ситуации. Со стороны взрослых требуется постоянный контроль.

    Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома

    – Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам, решение конфликтных ситуаций).

    С воспитанниками, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится коррекционно-развивающая работа, направленная на помощь в адаптации ребенка, на благоприятное вхождение ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.

    Примерная схема изучения личности воспитанника учреждения дошкольного образования и составления психолого-педагогической характеристики

    Характеристика игровой и познавательной активности воспитанника. Основной мотив общения с другими детьми. Доминирующая мотивация познавательной деятельности (интерес, стремление получить одобрение и др.).Дисциплинированность, старательность, аккуратность, сотрудничество с воспитателем. Отношение к похвале или порицанию со стороны воспитателя.

    Особенности темперамента и характера ребенка. Преобладающий тип темперамента и его проявления (в общей, двигательной, речевой, двигательной и эмоциональной активности). Импульсивность, сдержанность, наличие аффективных реакций в различных ситуациях. Наличие состояний повышенного возбуждения или подавленности. Стабильность настроения. Положительное отношение к себе.

    Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома

    Современные теоретические подходы к проблеме организации досуга воспитанников детских домов. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Опыт организации досуга детей младшего возраста в каникулярное время в условиях детского дома.

    Психологические особенности воспитанников детского дома; диагностическая и коррекционная работа социального педагога с ними. Описание проблем психологического развития ребенка. Составление программы социально-педагогической реабилитации дошкольника.

    Схема психолого-педагогической характеристики на учащегося

    • учащийся начальной школы: прилежание и успеваемость по математике, чтению, русому языку, др. предметам, причины.
    • учащийся основной школы: по каким предметам успеваемость и прилежание высокое, по каким не успевает, причины.
    • отношение к учебе, к выполнению домашних заданий, сформированность общеучебных навыков и умений.

    Общее умственное развитие: кругозор, начитанность, выраженные особенности темперамента; устойчивость настроения, склонность к аффективным вспышкам, длительность и адекватность переживаний, реакция на успех и неудачу; преобладающее настроение, эмоциональная возбудимость; работоспособность, утомляемость.

    Психолого-педагогические методы социальной адаптации воспитанников детского дома

    Аннотация. В данной статье рассматриваются психологопедагогические методы социальной адаптации. Использование указанных в статье методови форми созданиесоциальнопсихологомедицинской службыв детском доме эффективно влияет на развитие социальноадаптированной личности воспитанника, посредством чего происходит формирование навыков и способностей, что позволяет планироватьмодельсвоего поведения для успешной интеграции в обществе.Ключевые слова:детский дом, воспитанник, личность, метод, социальная адаптация.

    Давно известно, что гиперопека и забота взрослых препятствуетразвитиюнавыков самостоятельностиу детей. Воспитанникамдетских домов катастрофически не хватает внимания и заботы со стороны взрослых,так как воспитание проходит в коллективе. Воспитатель физически не может окружить заботой и вниманием каждого воспитанника. Порой количествовоспитанников в группе составляет около 7 детей.В таких условиях,у воспитанников детских домовотмечаетсяотносительно высокий уровень навыков социальной адаптации, но как показывает анализ воспитательной деятельности детского дома, это совсем не так.Очевидно, ограниченноевоспитание детей в коллективе практическине дает возможностиребенку проявлять самостоятельность и быть индивидуальностью.Неизменный режим дня, постоянный контроль состороныпедагогического персонала, указания что необходимо делать в тот или иной промежуток времени этим самым лишают воспитанников самостоятельногопланированиясвоеговремени и самоконтроля поведения. Идет формирование привычки жить по указаниям взрослых.[1]Ребенок, который воспитывается в кровной или приемной семье, разумеется, оказывается в менеежестких условиях контроля и требований, обладает возможностью принимать более сложную различную деятельностьвзрослых (уход за домашними животными, помощь по дому маме, совместный ремонт велосипеда с папой, поход по магазинам со взрослыми), он осваивает много нового и важного для становления его личности,и успешной социальной адаптации.В семье познание всех этих сложнейших моментов жизнедеятельности и формирование внутреннего планированиясобытий происходит не в условиях специального обучения, ацелесообразно включаться в сферу привлекательных и познавательных видов деятельности для ребенка.Воспитанники детского дома обладают специфическими качествамив эмоциональноличностной и психической сферах, а точнеев межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Эта специфичность трактуется различными моментами, особенно, невозможностью полноценной реализации врожденнойпотребности человека в коммуникации с близкими ему людьми.Педагогический коллектив детского домапрежде всего ставит перед собой такиезадачи,как:адаптация ребенкав незнакомой для него обстановке, приобретение навыков для организации своей жизнедеятельноститак,чтобы при выпуске его из детского дома он мог чувствовать себя психологически готовым к различным непредвиденным им обстоятельствам и социально защищенным в обществе.При всем этом не всегда эти задачи решаются в детском доме.[2]Однойиз наиболее существенныхпричиндезадаптации воспитанников детского дома является то,что дети привыкают к проживанию в детском доме, а также неумениювключаться в социум и контактировать с незнакомыми людьми.В следствии этого,процесс воспитаниядетей в детских домах требует особенных методовего организации. На наш взгляд, существенным в воспитании детейсирот является применение психологопедагогических методов для становления личности ребенка, который в процессе своего развития формирует навыки и способности самостоятельно планировать свою модель поведения для успешной интеграции в обществоРазрабатывая систему психологопедагогических методов для формирования у воспитанников детского дома навыковсоциальной адаптации, мы обозначили для себя главным то, что влияет настановление личности ребенка иуспешную адаптацию егов обществе –это максимальное преодоление нарушений в социальном окружении детей. Здесьсущественнымкомпонентом являетсясовместная работапедагогов детского дома и специалистов службы медикосоциальное и психологопедагогическое сопровождение и их взаимные контакты.Социальнопсихологомедицинскаяслужба должна интерпретироватьсяструктурным подразделением в детском доме. Данная служба включаетв себя следующие подразделения: социальное,коррекционнопедагогическое,психологическоеи должна гарантироватьэффективное социальнопсихологическое сопровождение ребенка во время его нахожденияв детском доме и в первые годыеговзрослойжизни.Психологопедагогические методы включают в себяпрофилактику, диагностику (групповую, индивидуальную),консультирование (групповое, индивидуальное), коррекционноразвивающую работу (групповую, индивидуальную), коррекционную работу, а также психологическое просвещение.Психолог проводитдиагностику, коррекционноразвивающую, профилактическуюработу. Главная задача деятельности психолога–развитиеу воспитанников позитивного мышления, должного уровнястрессоустойчивости, способствующего приобретениюличностнозначимых и социальноодобряемых решений.Социальный педагог курируетсоциальное направление, логопедкоррекционнопедагогическое. При медикосоциальном сопровождении и в подборе психологопедагогических методов для социальной адаптации воспитанников специалисты прежде всего принимают во внимание интересы ребенка.В своей деятельности педагоги детского дома используют комплексные психологопедагогические программы для развития личности воспитанника. Результат эффективности деятельности специалистов социальнопсихологомедицинской службы показал, что предложенные и применяемые психологопедагогические методысоциальной адаптации являются комплексными и научнообоснованными. При небольшом сроке работы социальнопсихологомедицинской службы мониторинг воспитанников формирует у них навыкидля социальной адаптации в целом дал положительную картину.Диагностическое направление. Применяются диагностические методы, так какдиагностика позволяет выявлять проблемывоспитанников и субъектной потенциалих разрешения. Диагностика являетсянеотъемлемой составляющей психологопедагогических методов. От качества диагностических мероприятийзависит благополучностьдеятельности всех специалистов социальнопсихологомедицинской службы.Специалисты службы раскрывают всеособенности становления личностивоспитанника, выявлять так же уровень сформированности у него новообразований, соответствие возрастному уровнюформирования у него умений, знаний и навыков.Социальный педагогпроводитдиагностическую работу с воспитанникамивыпускниками, осуществляядиагностику оптимальных возможностей социальной адаптации и особенности включенияих в социум. Для профессиональной ориентации выпускниковон определяетучебные и профессиональные результатыи проблемы воспитанников, так же определяет социальнопсихологический климат и надлежащуюпредметную средудля проживаниявоспитанниковвдетском доме.Профессиональные предпочтения воспитанников и отношения к различным явлениям определяют с помощью социологических опросов. Таким образом,результаты круглых столов и блицопросов, дискуссийвыявили, что главными проблемамивоспитанниковявляется сложный процесс адаптации, какв детском доме, так и в школе и неважно сколько ребенок прожил в детском доме,ему очень сложно наладить межличностные отношения со сверстниками.По результатам наших опросов и различных тестовмы определили, чтобы освоиться в новом для него коллективе и самоутвердиться,воспитаннику необходимдовольно длительный промежуток времени,около 7 месяцев. Здоровье, учеба, профессиональное самоопределение,все это зависит от успешности социальной адаптации воспитанников.Завершающая аттестация воспитанников позволяет сделать следующие выводы: моральноволевая и физическая готовность низкая, более высокими показателями являются профессиональнотрудоваяи социальнопедагогическая подготовленность к самостоятельной жизни.При выборепсихологопедагогических методов социальной адаптации детей, воспитывающихся в детском доме,очень важно учитывать заключения психологомедикопедагогической комиссии (ПМПК). ПМПК на основании выявленных сформированных навыков и выраженных нарушений эмоциональноволевой и мотивационной сферы определяет методы и способы коррекционной и развивающей работы.В компетенцию комиссии входит:анализиизучение трудной жизненнойситуации воспитанника и успеваемость в учебном заведении; определение причин отклонения и степень формированияпознавательных рефлексов, работоспособности, уровня речевого развития, а также эмоциональной и личностной зрелости. Комиссией разрабатывается модель индивидуальной коррекции личности воспитанника и организуется психологопедагогический мониторинг. Далее комиссия подготавливает подробное заключениеи протокол. Для прохождения психологомедикопедагогической комиссии необходимо представить комиссии личное дело воспитанника, медицинские документы(заключения психиатра и невропатолога), школьные тетради, рисунки, и другие продукты деятельности детей. Для нас важно не только определить состояние зрелости ребенка,но и подобрать формы методы коррекционной работы для оптимальной вариантырешения проблемы развития личности и реабилитации ребенка.Для нас важно, чтобы для обучения воспитанников детского дома использовался метод самостоятельного поиска путей решения собственных проблем и формирования своей личности. Специалистам необходимо установить насколько ребенок сам подготовлен для решения своей проблемы, а впоследствии распределить обязанности между педагогами.После распределения обязанностей между педагогов выстраиваетсяплан работы,включающий в себя несколько этаповПервым этапом является «диагностический», на котором по результатам диагностик выявляется проблема социальной адаптации воспитанника и оценка возможности решения этой проблемы.

    Читать еще -->  Пересечение двойной сплошной линии разметки

    Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома

    Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников МКУ «Балезинский детский дом» является основным средством их социализации и осуществляется администрацией учреждения (директор, заместитель директора по УВР), медицинской службой и всеми педагогическими работниками:

    Характеристика воспитанника детского дома описываемая через ключевые (ведущие) социальные и социально-психологические компетенции, определяющие систему оценки уровня адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося

    5. Отношение к учению (прилежание, добросовестность, организованность в учебной деятельности; чем объясняется отношение школьника к учению: интерес к познавательной деятельности, стремление к самоутверждению, «нажимом» со стороны родителей или учителей, способностями и т. д.).

    Укажите уровень развития коллектива (на какой стадии развития находится класс); общий эмоциональный тон. Уровень успеваемости и дисциплинированности класса. Укажите достоинства и недостатки в развитии коллектива класса.

  • Ссылка на основную публикацию