Психологопедагогическая характеристика девочка из неблагополучной семьи

Содержание

Характеристика на ученика 2 класса из неблагополучной семьи

В школьной столовой девочка не питается. Справку о праве на льготы для многодетной семьи маме получить не удается, так как она работает в разных частных организациях. Материальное положение семьи тяжелое.

Мама не посещает родительские собрания, ссылаясь на загруженность, о событиях в школе узнает со слов Ирины, из личных звонков членов родительского комитета и учителя, а также классного школьного блога. Все домашние задания Ирина выполняет. Мать осуществляет контроль за школьной успеваемостью и поведением ребенка. В школу на занятия и после занятий домой девочка добирается самостоятельно по заявлению родителей. Иногда девочка пропускает уроки, так как сидит с заболевшими младшими детьми, часто опаздывает на уроки.

Психолого-педагогическая характеристика неблагополучных семей

Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, — считает М.И. Буянов, — это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи»

По словам Л.Б. Шнейдер, «неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами» [ЦЕЛУЙКО].

Характеристика семьи

  1. Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.
  2. Описание психологического климата в семье: устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).
  3. Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.
  4. Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.

Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка. Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).

Характеристика на учащегося из неблагополучной семьи

В классе ребенок активен, общителен, берётся за любое поручение, к обязанностям относится добросовестно. Иногда возникают конфликты с одноклассниками, жалуется на ребят, но после выяснения ситуации оказывается, что конфликт начался по его вине. На агрессивное поведение также может ответить агрессией, но зла не держит, быстро забывает о конфликтах. В отношениях с учителями конфликтов не возникает.

——- обучается по УМК « Планета Знаний». Ребёнок любит школу, но часто на уроках пассивен, средний уровень мотивации, долго переключается с одного вида работы на другой. Правила школьника соблюдает, но иногда отвлекается на посторонние дела (рисует в черновике, листает учебник), бывает невнимателен. Успеваемость удовлетворительная. Трудности в усвоении материала по русскому языку. На уроках математики не всегда успевает за темпом класса, с удовольствием работает у доски, но в тетради пишет не аккуратно, без желания. По устным предметам (чтению и окружающему миру) домашние задания всегда выполнены. Охотно посещает кружки и внеурочные занятия. ——- участвует в школьных конкурсах и неоднократно становился победителем.

Социальная работа с неблагополучными семьями

Семья, как основной объект социальной работы: понятие, виды и функции. Особенности социальной работы с неблагополучными семьями. Анализ путей развития детей, входящих в группу риска. Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций.

Теоретические аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей. Государственная социальная политика в интересах детей. Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей.

Психологопедагогическая характеристика девочка из неблагополучной семьи

Виктория, вероятно, из-за частой смены школ, частого пропуска уроков, недостаточной домашней подготовки имеет большие пробелы в знаниях по многим предметам. Мотивация к учению слабая. Внимание на уроке неустойчивое, часто забывает тетради, ручки. Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний. Медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроках. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке. Не организована. Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

Проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. При этом один только вид проблем встречается редко. Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты, обострение супружеских и детско-родительских отношений. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей и т. д. Несмотря на различные критерии неблагополучия и его содержание, все эти семьи можно назвать функционально непостоянными, т. к. они не выполняют воспитательную функцию. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить различные классификации нарушения семейного воспитания, где в качестве критериев выступают: 1) характер семейного общения и стиль отношений 2) структурная деформация семьи 3) типы детско-родительских отношений 4) содержание переживания ребенка 5) особенности дисгармоничных супружеских отношений 6) сам стиль семейного воспитания.

Читать еще -->  Слесарь Сантехник Льготы

Классное руководство: Характеристика на ученицу (неблагополучная семья)

ФИ обучается в Бишкильской школе с 1 класса. Воспитывается в полной многодетной малообеспеченной семье. Мать – ФИО – домохозяйка, воспитывает помимо Ирины ещё двух детей дошкольного возраста. Отчим ФИО, работает в воинской части. Дома тесно, т.к. семья проживает в однокомнатной квартире. У Ирины есть своё спальное место, но уголка для учебных занятий нет. Уроки девочка делает на кухне. Школьными принадлежностями в учебном году Ирина была обеспечена.

Ирина часто пропускает занятия, в основном по уважительной причине (по болезни). У девочки астма. Мотивация обучения слабая. Любимые школьные предметы – биология, география, физическая культура. Основные оценки «удовлетворительно». Ирина часто не выполняет домашние задания. На уроках пассивна.

Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ

Дневной сон продолжительный/кратковременный (минут), процесс засыпания быстрый/длительный (описать трудности, самостоятельный/требуется присутствие взрослого; процесс пробуждения быстрый/длительный (описать трудности). Если есть, описать особенности поведения: бегает по кроватям, будит других детей и т. д. Аппетит хороший/плохой/выборочный (описать трудности).

Внимание преобладает произвольное/непроизвольное, во время занятий может/не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться, постоянно отвлекается (указать имеющиеся трудности). Преобладающий вид памяти – зрительная/слуховая/кинетическая. Память развита хорошо/достаточно хорошо/недостаточно: быстро/медленно запоминает и быстро/медленно забывает, для чего требуется однократное/многократное повторение; стихотворения наизусть ребенок учит самостоятельно/с затруднениями/не учит (указать имеющиеся трудности); рассказы и сказки пересказывает самостоятельно близко к тексту/привносит вымышленные заимствования/концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли/не пересказывает вовсе.

Какая семья может считаться неблагополучной

На федеральном уровне определение «неблагополучная семья» и критерии, по каким семья может быть отнесена к такой, отсутствуют. Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьей понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми».
Другое определение неблагополучной семье дано, как малой социальной группе, основанной на браке или кровном родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании и взаимопомощи, связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Есть Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 (в ред. от 05.10.2002) об «Основных направлениях государственной семейной политики». В нем прописано, какая семья является сегодня преобладающим типом российской семьи, а также приведена статистика простых семей, неполных, сложных. Определение «неблагополучная» в данном Указе отсутствует.
Есть Закон г. Москвы от 07.04.1999 № 16 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве», а также Закон г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», где встречается определение «дети из неблагополучных семей». Есть и другие документы, в том числе и информационные письма Комитета здравоохранения г. Москвы, в которых прописано, что дети из таких семей находятся в группе риска, например, при инфекциях, передаваемых половым путем.

Определение «социально неблагополучной семьи» дано, например, в документе, который называется «Положение о работе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Саратовской области с социально неблагополучными семьями, имеющими в своем составе несовершеннолетних детей» утвержденном Постановлением Губернатора Саратовской области от 14.09.1998 № 528 «О совершенствовании работы органов исполнительной власти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов».
В нем сказано, что социально неблагополучная — это семья:
— педагогически несостоятельная;
— аморальная;
— конфликтная;
— семья, где родители злоупотребляют алкоголем;
— семья, где люди страдают наркотической зависимостью.

Психологопедагогическая характеристика девочка из неблагополучной семьи

Как показало социометрическое исследование, в классе является изолированным, хотя по его словам имеет много друзей. Свой класс Анзор считает дружным, и из всех пятых классов хотел бы учиться именно в нем. Себя Анзор считает скромным, пытается рассчитывать свои силы, прежде, чем выполнять то или иное задание, но интерес к этому делу довольно быстро исчезает и в итоге он редко доводит его до конца.

Образец отличается только отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о социально-психологическом комфорте ученика. Характеристика на неблагополучную семью включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического

Социально-педагогическая деятельность с неблагополучными семьями подростков как фактор их успешности

Социальная неблагополучность и педагогическая заброшенность как факторы, влияющие на воспитание детей. Профессиональная личность педагога, работающего с социально-неблагополучными. Основные методики, предназначенные для работы с заброшенными детьми.

Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся. Методы изучения семьи ученика. Особенности работы классного руководителя с неблагополучной семьей. Негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка. Оказание помощи детям из неблагополучных семей.

Ваш психолог

В школе учаться дети с разными образовательными потребностями. Предлагаем образец программы для одаренных детей и детей со сниженным уровнем интеллектуальных возможностей. Какую особенность она имеет, какие мероприятия провести в течение года с данным контингентом учащихся 1-го и 2-го класса и многое другое узнайте из статьи.

Читать еще -->  Отзывы Должников Займер 2021

Какие методы в коррекционно-развивающей работе с ребенком с различной степенью отклонений в интеллектуальной, поведенческой сферах вы применяете? Предлагаем одну из программ, в которой расскажем, как в формате детско-родительской группы с помощью арт-методов оказать психологическую помощь в развитии процессов социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические методы и подходы в работе с неблагополучными семьями

3) Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.

5. Внешний вид подростка. Аккуратен, опрятен, чистоплотен, причесан или неряшлив, неопрятен в одежде. Имеет индивидуальный стиль в одежде. Имеет индивидуальный стиль в одежде, обладает развитым вкусом, придерживается моды или не придает значения своему внешнему виду, игнорирует моду.

Повышение оригинальности

Ситуация развития современного общества характеризуется как кри-зисная в социально-экономическом и социально-демографическом аспекте. В настоящее время, несмотря на оптимистические прогнозы государственной политики, имеет место падение уровня жизни многих россиян, а также значительное ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего, института семьи. Наблюдается значительное увеличение, во-первых, числа семей так называемой «группы риска» и, во-вторых, количества социальных сирот и подростков с девиантным поведением. Эти дети, как правило, являются отторгнутыми семьей, обществом, государством. Такое отторжение обусловлено дезадаптацией родителей, потерей ими жизненных ориентиров, вызванными алкоголизмом, наркоманией, безработицей, родительской некомпетентностью.
Между тем, подростковый возраст – это один из важных этапов восходящего онтогенеза с точки зрения формирования личности. Специфические психологические особенности данного этапа развития, оказывающие влияние на весь последующий онтогенез, и особая чувствительность подростка к различным средовым влияниям, в том числе асоциальным влияниям неформальных подростковых группировок, делают проблему психолого-педагогического сопровождения подростков из неблагополучных семей чрезвычайно острой и социально значимой, поскольку сегодняшние подростки – это будущее нашего общества.
Рост числа неблагополучных семей (педагогически несостоятельных, неполных, конфликтных, криминальных, асоциальных, ма-лообеспеченных), не выполняющих свои воспитательные функции, является тревожной социальной тенденцией. В таких семьях, как правило, преобладают неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (эмоционально-конфликтные отношения, жестокое обращение с детьми, самоустраненность от процесса воспитания, педагогическая некомпетентность, асоциальный образ жизни и т.д.) и, в целом, имеет место факт деструктивных внутрисемейных отношений. Это дестабилизирует процесс прохождения ребенком семейной социализации, приводя к различным нарушениям социального и личностного развития в подростковом возрасте, что нередко приводит к его дезадаптации. В этой связи, очевидно, что подростки из неблагополучных семей нуждаются в психологической помощи.
Различные аспекты оказания психолого-педагогической помощи под-росткам из неблагополучных семей разрабатываются в рамках ряда наук (превентивная психология, педагогическая психология, социальная педаго-гика, психология адаптации, психология девиантного поведения). Между тем, проблема оказания психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучных семей далека от своего разрешения. Это определило выбор темы настоящего исследования: «Проблема психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучных семей».
Цель исследования – изучить проблему психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучной семьи.
2. Провести эмпирическое исследование проблемы психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучной семьи на примере работы социально-реабилитационного центра для подростков.
3. Сформулировать выводы и практические рекомендации для педагогов и родителей подростков из неблагополучной семьи.
Методы исследования:
– теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
 методы психодиагностики: наблюдение, беседа, тестирование с по-мощью стандартизированных опросников: опросник депрессии А. Бека, клинический опросник К.К. Яхина и Д.М. Менделевича; опросник выраженности психопатологических симптомов И. Деррогатис.
Глава 1 Теоретический анализ проблемы психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучной семьи

Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучной семьи 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста и роль семьи в социализации подростка 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей из неблагополучной семьи 13
1.3 Система психолого-педагогической помощи детям из неблагополучных семей 24
Выводы по первой главе 27
2. Эмпирическое исследование проблемы психолого-педагогической помощи подросткам из неблагополучной семьи на примере работы социально-реабилитационного центра для подростков 28
2.1. Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 29
2.3 Результаты исследования 30
Заключение 37
Литература 40
Приложения 43

Психологопедагогическая характеристика девочка из неблагополучной семьи

Социализация дошкольника носит комплексный характер и включает социально-экономическую, социально-бытовую, социально-правовую, медико-социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-информационную, социально-организационную и другие составляющие.

Первой социальной группой для ребёнка является его семья, которая окружает его в ранние годы тесной социальной оболочкой. В семье ребёнок получает первый социальный опыт. Семья несёт ответственность за воспитательную функцию. В современном урбанизированном обществе семья не утрачивает свои традиционные функции. Напротив, возрастает её роль как института эмоционального контакта, создания условий для проявления эмоций. Эмоциональная атмосфера семьи оказывает решающее влияние на развитие эмоций и социальных чувств ребёнка, является предпосылкой формирования нравственного мира личности. Поскольку индивидуальное нравственное сознание предполагает не простое восприятие и понимание принципов и норм морали, но и обобщении, передачу накопленного опыта.

Ссылка на основную публикацию