Содержание
- 1 Лекция 2
- 2 Международные права и российские права
- 3 Соотношение системы российского права и международного права
- 4 Международное право и внутригосударственное право
- 5 Особенности взаимоотношений международного и внутригосударственного права в современной России
- 6 Взаимодействие международного права и Российской правовой системы
- 7 Международные права и российские права
- 8 Международные и российские акты о правах человека
- 9 Эссе — Связи Российского национального права и международного права предопределены историческим развитием
- 10 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г
Лекция 2
— если влияние норм внутригосударственного права на международное можно назвать первичным, так как каждое государство, участвующее в создании международного права, исходит из характера и возможностей своего внутреннего права, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признавать принцип преимущественного значения норм международного права. Этот принцип получил четкое выражение в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, согласно которой участник договора «не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора».
— По субъектам — международное право регулирует отношения преимущественно между классическими субъектами права (государствами, нациями и народностями, борющимися за национальную независимость, международными межправительственными организациями и государствоподобным образованием); во внутригосударственном праве субъектами являются физические и юридические лица, государственные органы и другие субъекты, действующие на территории государства.
Международные права и российские права
Между тем некоторые россияне, чтобы избежать проблем с полицейскими, готовы прибегнуть и к нестандартным ходам. Так, читатель «Газеты.Ru» прислал фотографию «российских прав», которые он изготовил из своего гражданского паспорта. Заламинированный «документ» не выдержит любой более-менее детальной проверки, но, по утверждению обладателя удостоверения, в шести европейских странах, где он побывал, эти «права» не вызвали подозрений у местной полиции. При этом «розовые» права его спутницы постоянно вызывали подозрения у местных полицейских.
Но все чаще обладатели новых пластиковых водительских удостоверений сталкиваются за рубежом с непониманием со стороны полицейских. Дело в том, что из них исчез перевод словосочетания «Водительское удостоверение». На «старых» правах такой перевод, хоть и на французский язык, но был — документ назывался «Permis de conduire».
Соотношение системы российского права и международного права
Международное право по своей природе является как бы «ничейным»: оно не может быть отнесено ни к одной из национальных правовых систем и занимает «наднациональное» положение. Вместе с тем очевидно, что формируется стойкая тенденция к внедрению общепризнанных принципов и норм международного права во внутригосударственные правовые системы. Так, в Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, данные нормы международного права не только признаются частью системы права России, но и имеют приоритет над ее внутренним законодательством.
Международное право представляет собой систему юридических принципов и норм, выражающих согласованную волю участников международных отношений и регулирующих их взаимное общение. Институты международного права возникли уже в древности, и уже тогда сложился основной принцип их формирования — путем согласования воль участников межгосударственного общения. Поэтомуосновным источником международного праваявляетсянормативно-правовой договор.
Международное право и внутригосударственное право
Принципиальное значение имеет разграничение понятий: право государства как совокупность создаваемых данным государством, его органами правовых норм и правовых актов и право, применяемое в государстве, как совокупность всех правовых норм, всех правовых актов, которые подлежат реализации в сфере внутригосударственных отношений и (или) могут действовать в пределах юрисдикции соответствующего государства и компетенции его органов. Второе понятие шире первого, поскольку охватывает — наряду с национальным правом (основным компонентом) — применимые международные нормы, международные договоры, заключенные или признанные данным государством, а также отдельные нормы права иностранных государств в случаях, предусмотренных национальными законами или международными договорами.
Толкование этой конституционной нормы затрагивалось в гл. 1 учебника применительно к характеристике правовой системы. Ясно, что понятие «правовая система» отличается от понятия «право», будучи более насыщенной категорией, вмещающей в себя наряду с правом как совокупностью юридических норм правоприменительный процесс и, очевидно, складывающийся на их основе правопорядок.
Особенности взаимоотношений международного и внутригосударственного права в современной России
Данная тенденция в определенной степени сохраняется и в современном международном праве в период существования однополюсного мира и неизбежного при этом финансово-экономического и иного давления одних «ведущих мировых держав» на все другие, включая Россию. Как показывает современная международно-правовая, политическая и финансово-экономическая практика взаимоотношений различных государств, в том числе и России, это отнюдь не аномалии в мировом сообществе, как бы последнее не характеризовалось теми или иными политологами и идеологами, как целостное, отражающее прежде всего общечеловеческие интересы или же, наоборот, как раздробленное, отражающее в основном внутригосударственные, эгоистические интересы, а повседневные жизненные реалии.
Некоторые из них даже считают, что появление такого положения, как и сам факт включения Конституцией России общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров РФ во внутреннее право страны, «является историческим шагом огромной важности» 2 .
Взаимодействие международного права и Российской правовой системы
Наиболее подробно вопросы правовых последствий вступления Российской Федерации в Совет Европы и подписания Европейской Конвенции о защите прав человека (ЕКПЧ) были разработаны в докладе «Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и законодательство и правоприменительная практика Российской Федерации», подготовленном в рамках программы сотрудничества Совета Европы, Европейской комиссии и Российской Федерации. В нем отмечается, что ратификация ЕКПЧ порождает для России серьезные юридические последствия. Среди них:
Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» устанавливаются процедуры ратификации и требования, предъявляемые к данной процедуре. Так, правом внесения в Государственную Думу ФС РФ на ратификацию международных договоров обладают только Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (единственное исключение из этого положения установлено ст.16 Закона). Закон выдвигает следующие требования к содержанию предложения о ратификации: оно должно содержать копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия международного договора законодательству Российской Федерации и в первую очередь Конституции РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации международного договора.
Международные права и российские права
В национальном праве гражданство обычно понимается как устойчивая правовая связь. В результате сравнения Закона РФ «О гражданстве РФ» 1991 г. и ФЗ «О гражданстве РФ» 2002 г. и оценки идей, генерированных в советский и постсоветский периоды, предлагается придать термину «гражданство» в законодательстве РФ значение, отражающее политикоправовую связь индивида с государством, основанную на уважении основных прав и свобод человека и отличающую статус гражданина не только во внутренней сфере государства, но и за рубежом.
Во избежание полного отрыва гражданства от фактических связей международное право устанавливает круг вопросов, решаемых с учетом принципа эффективности: приобретение гражданства, статус лиц с двойным гражданством, гражданство в результате правопреемства, прекращение гражданства. Таким образом, международным правом предусматривается сбалансированный подход к определению гражданства как социальноправового понятия.
Международные и российские акты о правах человека
В ней отмечалось, что «пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человека, и необходимо, чтобы права человека охранялись, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения». Она провозгласила право на жизнь, равенство, презумпцию невиновности, свободу передвижения, право невмешательства в личную и семейную жизнь и т. д.
Законодательство РФ в области прав человека приведено в соответствие с международными правовыми актами только 22 ноября 1991 г., когда Верховным Советом РСФСР была принята «Декларация прав и свобод человека и гражданина», созданная на основе Всеобщей декларации ООН. В ней закреплено важнейшее положение о том, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения и могут быть ограничены законом в той мере, в которой это необходимо в целях защиты конституционного строя, здоровья, нравственности и т. д.
Эссе — Связи Российского национального права и международного права предопределены историческим развитием
В России позже других европейских стран было ликвидировано крепостное право, в нашей стране долго сохранялись феодальные пережитки, консервативные традиции. Россия не была демократическим государством. Тем не менее, отечественное право постоянно развивалось.
В Советском Союзе регулирование прав человека полностью относилось к компетенции государства. СССР воздержался при принятии Всеобщей декларации прав человека 1948. Поэтому права человека нарушались, в то время как во многих демократических странах в этот период законы делали особый акцент на гарантиях прав и свобод граждан. После распада СССР Российская Федерация стала правопреемником Советского Союза. В соответствии с Конституцией 1993 года общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Основная задача нашего государства при взаимодействии с другими странами мира – реализация собственных национальных интересов. Но базовый принцип – соблюдение норм международного права. И, как заявляет президент страны, В.В. Путин, — «Россия заинтересована в устойчивом и предсказуемом миропорядке. Только он способен обеспечить глобальную и региональную стабильность и в целом политический и экономический прогресс».
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г
Если при судебном рассмотрении дела были выявлены обстоятельства, которые способствовали нарушению прав и свобод граждан, гарантированных Конвенцией, суд вправе вынести частное определение (или постановление), в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства и факты нарушения указанных прав и свобод, требующие принятия необходимых мер.
В соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека при установлении продолжительности срока содержания подсудимого под стражей учитывается период, начинающийся со дня заключения подозреваемого (обвиняемого) под стражу и заканчивающийся днем вынесения приговора судом первой инстанции.