Международные права и российские права

Лекция 2

— если влияние норм внутригосударственного права на международное можно назвать первичным, так как каждое государство, участвующее в создании международного права, исходит из характера и возможностей своего внутреннего права, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признавать принцип преимущественного значения норм международного права. Этот принцип получил четкое выражение в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, согласно которой участник договора «не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора».

По субъектам — международное право регулирует отношения преимущественно между классическими субъектами права (государствами, нациями и народностями, борющимися за национальную независимость, международными межправительственными организациями и государствоподобным образованием); во внутригосударственном праве субъектами являются физические и юридические лица, государственные органы и другие субъекты, действующие на территории государства.

Международные права и российские права

Между тем некоторые россияне, чтобы избежать проблем с полицейскими, готовы прибегнуть и к нестандартным ходам. Так, читатель «Газеты.Ru» прислал фотографию «российских прав», которые он изготовил из своего гражданского паспорта. Заламинированный «документ» не выдержит любой более-менее детальной проверки, но, по утверждению обладателя удостоверения, в шести европейских странах, где он побывал, эти «права» не вызвали подозрений у местной полиции. При этом «розовые» права его спутницы постоянно вызывали подозрения у местных полицейских.

Но все чаще обладатели новых пластиковых водительских удостоверений сталкиваются за рубежом с непониманием со стороны полицейских. Дело в том, что из них исчез перевод словосочетания «Водительское удостоверение». На «старых» правах такой перевод, хоть и на французский язык, но был — документ назывался «Permis de conduire».

Соотношение системы российского права и международного права

Международное право по своей природе является как бы «ничейным»: оно не может быть отнесено ни к одной из национальных правовых систем и занимает «наднациональное» положение. Вместе с тем очевидно, что форми­руется стойкая тенденция к внедрению общепризнанных принципов и норм международного права во внутригосударственные правовые системы. Так, в Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) записано: «Общепризнан­ные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Ес­ли международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна­родного договора». Таким образом, данные нормы международного права не только признаются частью системы права России, но и имеют приоритет над ее внутренним законодательством.

Международное право представляет собой систему юридических принци­пов и норм, выражающих согласованную волю участников международных отношений и регулирующих их взаимное общение. Институты международ­ного права возникли уже в древности, и уже тогда сложился основной прин­цип их формирования — путем согласования воль участников межгосударст­венного общения. Поэтомуосновным источником международного праваявляетсянормативно-правовой договор.

Читать еще -->  Можно Ли Подать Заявление О Разводе Онлайн

Международное право и внутригосударственное право

Принципиальное значение имеет разграничение понятий: право государства как совокупность создаваемых данным государством, его органами правовых норм и правовых актов и право, применяемое в государстве, как совокупность всех правовых норм, всех правовых актов, которые подлежат реализации в сфере внутригосударственных отношений и (или) могут действовать в пределах юрисдикции соответствующего государства и компетенции его органов. Второе понятие шире первого, поскольку охватывает — наряду с национальным правом (основным компонентом) — применимые международные нормы, международные договоры, заключенные или признанные данным государством, а также отдельные нормы права иностранных государств в случаях, предусмотренных национальными законами или международными договорами.

Толкование этой конституционной нормы затрагивалось в гл. 1 учебника применительно к характеристике правовой системы. Ясно, что понятие «правовая система» отличается от понятия «право», будучи более насыщенной категорией, вмещающей в себя наряду с правом как совокупностью юридических норм правоприменительный процесс и, очевидно, складывающийся на их основе правопорядок.

Особенности взаимоотношений международного и внутригосударственного права в современной России

Данная тенденция в определенной степени сохраняется и в современном международном праве в период существования однополюсного мира и неизбежного при этом финансово-экономического и иного давления одних «ведущих мировых держав» на все другие, включая Россию. Как показывает современная международно-правовая, политическая и финансово-экономическая практика взаимоотношений различных государств, в том числе и России, это отнюдь не аномалии в мировом сообществе, как бы последнее не характеризовалось теми или иными политологами и идеологами, как целостное, отражающее прежде всего общечеловеческие интересы или же, наоборот, как раздробленное, отражающее в основном внутригосударственные, эгоистические интересы, а повседневные жизненные реалии.

Некоторые из них даже считают, что появление такого положения, как и сам факт включения Конституцией России общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров РФ во внутреннее право страны, «является историческим шагом огромной важности» 2 .

Взаимодействие международного права и Российской правовой системы

Наиболее подробно вопросы правовых последствий вступления Российской Федерации в Совет Европы и подписания Европейской Конвенции о защите прав человека (ЕКПЧ) были разработаны в докладе «Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и законодательство и правоприменительная практика Российской Федерации», подготовленном в рамках программы сотрудничества Совета Европы, Европейской комиссии и Российской Федерации. В нем отмечается, что ратификация ЕКПЧ порождает для России серьезные юридические последствия. Среди них:

Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» устанавливаются процедуры ратификации и требования, предъявляемые к данной процедуре. Так, правом внесения в Государственную Думу ФС РФ на ратификацию международных договоров обладают только Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (единственное исключение из этого положения установлено ст.16 Закона). Закон выдвигает следующие требования к содержанию предложения о ратификации: оно должно содержать копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия международного договора законодательству Российской Федерации и в первую очередь Конституции РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации международного договора.

Международные права и российские права

В национальном праве гражданство обычно понимается как устойчивая правовая связь. В результате сравнения Закона РФ «О гражданстве РФ» 1991 г. и ФЗ «О гражданстве РФ» 2002 г. и оценки идей, генерированных в советский и постсоветский периоды, предлагается придать термину «гражданство» в законодательстве РФ значение, отражающее политикоправовую связь индивида с государством, основанную на уважении основных прав и свобод человека и отличающую статус гражданина не только во внутренней сфере государства, но и за рубежом.

Читать еще -->  Что Положено Маме 2 Детей

Во избежание полного отрыва гражданства от фактических связей международное право устанавливает круг вопросов, решаемых с учетом принципа эффективности: приобретение гражданства, статус лиц с двойным гражданством, гражданство в результате правопреемства, прекращение гражданства. Таким образом, международным правом предусматривается сбалансированный подход к определению гражданства как социальноправового понятия.

Международные и российские акты о правах человека

В ней отмечалось, что «пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человека, и необходимо, чтобы права человека охранялись, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения». Она провозгласила право на жизнь, равенство, презумпцию невиновности, свободу передвижения, право невмешательства в личную и семейную жизнь и т. д.

Законодательство РФ в области прав человека приведено в соответствие с международными правовыми актами только 22 ноября 1991 г., когда Верховным Советом РСФСР была принята «Декларация прав и свобод человека и гражданина», созданная на основе Всеобщей декларации ООН. В ней закреплено важнейшее положение о том, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения и могут быть ограничены законом в той мере, в которой это необходимо в целях защиты конституционного строя, здоровья, нравственности и т. д.

Эссе — Связи Российского национального права и международного права предопределены историческим развитием

В России позже других европейских стран было ликвидировано крепостное право, в нашей стране долго сохранялись феодальные пережитки, консервативные традиции. Россия не была демократическим государством. Тем не менее, отечественное право постоянно развивалось.

В Советском Союзе регулирование прав человека полностью относилось к компетенции государства. СССР воздержался при принятии Всеобщей декларации прав человека 1948. Поэтому права человека нарушались, в то время как во многих демократических странах в этот период законы делали особый акцент на гарантиях прав и свобод граждан. После распада СССР Российская Федерация стала правопреемником Советского Союза. В соответствии с Конституцией 1993 года общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Основная задача нашего государства при взаимодействии с другими странами мира – реализация собственных национальных интересов. Но базовый принцип – соблюдение норм международного права. И, как заявляет президент страны, В.В. Путин, — «Россия заинтересована в устойчивом и предсказуемом миропорядке. Только он способен обеспечить глобальную и региональную стабильность и в целом политический и экономический прогресс».

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г

Если при судебном рассмотрении дела были выявлены обстоятельства, которые способствовали нарушению прав и свобод граждан, гарантированных Конвенцией, суд вправе вынести частное определение (или постановление), в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства и факты нарушения указанных прав и свобод, требующие принятия необходимых мер.

В соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека при установлении продолжительности срока содержания подсудимого под стражей учитывается период, начинающийся со дня заключения подозреваемого (обвиняемого) под стражу и заканчивающийся днем вынесения приговора судом первой инстанции.

Ссылка на основную публикацию